Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Ирина Валентиновна Спасенкова служащих, учащихся. Таим образом, в 1930-е гг. большую часть приход ских общин уже составляли неработающие, пожилые женщины. В течение всего исследуемого периода происходило выдавливание приходского клира из приходской жизни. Священно- и церковнослужи тели были ограничены исключительно богослужебными обязанностями. Прихожане старались сохранить традиционный состав причта, полно стью взяв на себя все материальные затраты на его содержание. В те чение всего периода наблюдается сокращение священнослужителей почти в 3 раза: с 72 человек до 25 человек. В 1937 году в Вологде останется практически 1 служащий иерей '. В условиях сокращения духовенства необратимо шел процесс старения клира, выхода его за штат. К концу 1920-х гг. наблюдается сокращение числа низшего звена священнослу жителей и церковнослужителей. В этих непростых условиях приходская община брала на себя не только обязанности материального характера, позволяющие поддерживать приходскую повседневность, но и сохраняя при этом искреннее отношение к клиру и сохраняя его авторитет среди паствы. Так, например, для сохранения традиционного ритма богослу жения во многих приходах Вологды функции псаломщиков и чтецов брали на себя благочестивые прихожане. Таким образом, к концу 1930-х годов в условиях закрытия приходских храмов, репрессивной деятельности власти в отношении духовенства, усиленного контроля и запретов в отношении паствы приход, как тради ционный институт церкви, фактически исчез. Соборная церковная жизнь в Вологде была ограничена одним храмом. Для православных верующих был открыт только первый этаж кладбищенской церкви Рождества Бо городицы. Вместе с тем, православная традиция не была уничтожена. Ее бытование сконцентрировалось в семье, а хранителями этнокультурной памяти стали верующие прихожане, ставшие в будущем основой для воз рождения православного прихода и православной традиции в целом. Подсчитано по материалам ГАВО. Ф. 53. Оп.2. Д. 214,289, 293, 29". 344,311; Ф. 366. On. 1. Д. 309; Ф. 496. Оп.1. Д. 19367, 20100; УФСБ по Вологодской области. Ф. 3. Т. 22. Л. 10-11. 326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz