Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Православный приход в условиях социально-политических трансформаций 1917-1940 гг. (на материалах Вологды) все храмы. Процесс вымывания сакрального компонента из город­ ской среды шел планомерно. Сначала были закрыты все центральные храмы. Затем внимание власти переключалось на остальные храмы, тем самым вытесняя религиозные структуры на окраины города - в клад­ бищенские храмы. К концу 1930-х годов действующим оставался лишь первый этаж кладбищенской церкви Рождества Богородицы. Парал­ лельно шел процесс изъятия храмового богослужебного имущества, церковных ценностей. Стремясь сохранить свое приходское сообщество и клир, приход­ ские общины города предпринимали необычный способ «выживания». Объединяясь с соседними приходами, приходское сообщество не только поддерживало свою самостоятельность и прежний статус. Этим оно сохраняло надежду на возвращение в свой храм и восстановление внутриприходской жизни в целом. При переходе в соседний действу­ ющий храм община сохраняла наиболее значимые внешние атрибуты своей приходской организации: антиминс, клир, название, приходские иконы и т. д. Более того, приходское сообщество сохраняло и прежний ритм своей воцерковленной повседневности, поддерживая практику со­ вершения совместного приходского богослужения приходским клиром, практику проведения престольных праздников, крестных ходов вокруг «своего» храма и т. п. В условиях начавшихся перемен менялся количественный и качественный состав приходского состава (членов приходских общин - И. С.). Заметное сокращение численности приходских общин наблюдается с 1923 года. Тогда в городских приходах официально было зарегистрировано 3551 человек, в 1926 - 5105 человек, в 1933 - 1688 че­ ловек ‘. Следует заметить, что эти показатели определяют лишь право­ славный актив и не свидетельствуют о посещении верующими храмов. Выявленные документы, в том числе, сводки ОГПУ свидетельствуют: верующих в храмах в праздничные и воскресные дни было довольно много 2. Вместе с тем, в течение всего периода меняется состав при­ хожан. В начале 1920-х годов мужчины и молодые прихожане сохраняли довольно высокий удельный вес. С конца 1920-х годов наблюдается за­ метное сокращение мужского участия в приходских структурах. На­ блюдается сокращение и ряда социальных групп верующих: рабочих, Подсчитано по материалам ГАВО. Ф. 53. Оп. 2 Архив УФСБ по Вологодской области. Ф. 3. Т. 18. 325

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz