Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Православный приход в условиях социально-политических трансформаций 1917-1940 гг. (на материалах Вологды) все храмы. Процесс вымывания сакрального компонента из город ской среды шел планомерно. Сначала были закрыты все центральные храмы. Затем внимание власти переключалось на остальные храмы, тем самым вытесняя религиозные структуры на окраины города - в клад бищенские храмы. К концу 1930-х годов действующим оставался лишь первый этаж кладбищенской церкви Рождества Богородицы. Парал лельно шел процесс изъятия храмового богослужебного имущества, церковных ценностей. Стремясь сохранить свое приходское сообщество и клир, приход ские общины города предпринимали необычный способ «выживания». Объединяясь с соседними приходами, приходское сообщество не только поддерживало свою самостоятельность и прежний статус. Этим оно сохраняло надежду на возвращение в свой храм и восстановление внутриприходской жизни в целом. При переходе в соседний действу ющий храм община сохраняла наиболее значимые внешние атрибуты своей приходской организации: антиминс, клир, название, приходские иконы и т. д. Более того, приходское сообщество сохраняло и прежний ритм своей воцерковленной повседневности, поддерживая практику со вершения совместного приходского богослужения приходским клиром, практику проведения престольных праздников, крестных ходов вокруг «своего» храма и т. п. В условиях начавшихся перемен менялся количественный и качественный состав приходского состава (членов приходских общин - И. С.). Заметное сокращение численности приходских общин наблюдается с 1923 года. Тогда в городских приходах официально было зарегистрировано 3551 человек, в 1926 - 5105 человек, в 1933 - 1688 че ловек ‘. Следует заметить, что эти показатели определяют лишь право славный актив и не свидетельствуют о посещении верующими храмов. Выявленные документы, в том числе, сводки ОГПУ свидетельствуют: верующих в храмах в праздничные и воскресные дни было довольно много 2. Вместе с тем, в течение всего периода меняется состав при хожан. В начале 1920-х годов мужчины и молодые прихожане сохраняли довольно высокий удельный вес. С конца 1920-х годов наблюдается за метное сокращение мужского участия в приходских структурах. На блюдается сокращение и ряда социальных групп верующих: рабочих, Подсчитано по материалам ГАВО. Ф. 53. Оп. 2 Архив УФСБ по Вологодской области. Ф. 3. Т. 18. 325
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz