Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Ирина Валентиновна Спасенкова в этих условиях были вынуждены заключать договоры на пользование храмовыми зданиями и храмовым имуществом. Все подкреплялось описью имущества с детальным описанием всего имеющегося в храме. Храм и храмовое имущество переходило, во-первых, во временное поль­ зование, а во-вторых, только коллективу - приходскому обществу, состо­ ящему не менее, чем из 20 человек. В условиях Вологды в 1918 г. во всех существующих храмах (в том числе и в бывших бесприходских) были созданы приходские общины. Всего была зарегистрирована 41 община ‘. Таким образом, на раннем этапе исследуемого периода просматривается процесс увеличения приходских сообществ. Конечно, этот процесс был предопределен самим контекстом происходящего. Важно было макси­ мально сохранить все православные храмы путем передачи их в пользо­ вание приходским сообществам. Условия, предъявляемые государством, были довольно требовательны. Так, во всех без исключения договорах были прописаны требования по содержанию самого храмового строения, храмового имущества, уплату налогов и пр. Не менее жесткими были действия со стороны власти в отношении контроля за внутриприходской деятельностью. Любое нарушение (отсутствие должного ремонта, неуплата налогов, коло­ кольный звон и пр.), по-своему трактуемое властными структурами, могло стать основанием для изъятия храма и имущества, а также ликви­ дации прихода. В течение 1922-1929 гг. государство определяло минимальное ко­ личество верующих, необходимое для регистрации обществ (1923 г. - 50 человек, 1929 г. - 20 человек). Именно зарегистрированные члены общины брали на себя коллективную материальную ответственность за сохранение и содержание имущества, клира и т. п. Практически все приходские общины, создавая свои религиозные общества, значи­ тельно превышали установленный законом минимум. Этот шаг можно расценить не только как необходимость сохранить принадлежавший ранее храм, но и проявление своей причастности и верности к при­ ходской общине. Антиклерикализм власти усиливался в течение всех 1920-х - 1930-х гг. Ликвидационная политика включала в себя самые различные действия: от изъятия церковных ценностей до закрытия и разрушения храмов. В этот период в Вологде поэтапно были закрыты практически ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 211 -287. 324

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz