Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Галина Николаевна Мелехова в распространении провокационных слухов не признаю», «Виновным себя [в участии в нелегальных собраниях] признаю, присутствовал на одном...» , « [В контрреволюционной деятельности] виновным я себя не признаю». Из протокола 1937 г.: «Никакой контрреволюционной дея­ тельности я не проводил, категорически отрицаю » '. Свое последнее на­ казание иером. Павел отбывал в Локчимлаге (Коми АССР), где 7 июня 1938 г. умер от кардиосклероза2. Еще до 1917 г. при Челмогорском монастыре образовалась женская община, в которую вошли крестьянки ближайших деревень; они стали явными и тайными монахинями: монахиня Анна (Мишина Анна Алексан­ дровна 1873-1937, расстреляна), монахиня Анна (Боголепова Анна Пав­ ловна, 1881-1985, в 1937 г. - 10 лет ИТЛ), монахиня Евдокия (Михнова Евдокия Григорьевна, 1890 - после 1947, в 1937 г. - 10 лет ИТЛ), мона­ хиня Валентина (Горбунцова Лидия Афанасьевна, 1905-1989), монахиня Алевтина (Баталова Александра Николаевна), Новинкина Дарья Богда­ новна (1876-1937, умерла в заключении)3. Все они, как могли, поддер­ живали духовенство: стремились облегчить их быт, предоставляли кров, помогали провизией, переписывались со ссыльными. Монахиня Анна (Мишина) арестовывалась дважды, оба раза вместе со своим духовником архим. Афанасием и другими участниками «контрреволюционной груп­ пировки церковников»4. «Участницей контрреволюционной группы я не состояла и никакой контрреволюционной деятельностью не занималась»; «Никакие контрреволюционные клеветнические измышления о советской власти и колхозах я никогда не говорила» - ее ответы из протоколов до­ просов 1937 г.5 В Каргополе проживали монахини закрытого Успенского девичьего монастыря; горожане звали их Христовыми невестами. Их фактической главой была монахиня Агафья (Ширяева Агафья Филипповна, 1891-1938, расстреляна), в начале 1930-х гг. возведенная в сан игуменьи. Она проис­ ходила из местных крестьян (д. Сидоровская Тихмангского сельсовета) и в 1938 г. была арестована. В ее деле сохранился дореволюционный бланк, на котором от руки написано: «Готов на всякия страдания, даже Там же. С. 62. См.: Там же. С. 62. См.: Там же. С. 48-49. См.: Там же. С. 67-68. Там же. С. 68. 318

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz