Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Подвижники православия Каргопольского края в 1920- 1930-е годы Подобные события происходили и в Лекшмозерском приходе. В 1937 г. был арестован служивший в церкви апп. Петра и Павла ие­ ромонах Иоанн (Мостовой Иван Федорович, 1878-1937, расстрелян). С ним забрали шестерых прихожан, среди них: псаломщик Василий Ти­ мофеевич Зверев, с 1934 г. монах Василий (1907-1942, 10 лет ИТЛ, умер в заключении); церковный староста Ефим Федорович Пономарев (1870- 1937, расстрелян), в 1925 г. он построил в селе часовню, посвященную иконе Богородицы Целительницы (празднование 1 октября); Алексей Дмитриевич Попов (1872-1937, расстрелян)'. Несомненно, что каргопольские крестьяне активно отстаивали свои церкви, писали письма в их защиту2, после их закрытия во всех приходах тайно служили в домах священников или прихожан, многие положили за право верить свои жизни. Веру из непокорных выжигали страхом смерти и силой оружия. Духовную атмосферу в Каргополье в 1 9 2 0 -1930-е гг. поддержи­ вали монашествующие. К 1917 г. в Каргопольском уезде действовало 4 монастыря: два в городе (мужской Спасо-Каргопольский и Успен­ ский женский) и два в уезде (мужские Александро-Ошевенский и Ки- рилло-Челмогорский). После их закрытия в 1918-1919 гг. монашеские общины какое-то время существовали в виде сельскохозяйственных ар­ телей, а после окончательного закрытия монастырских храмов многие из монахов поселились в округе, служили в еще не закрытых приходских храмах. Все были ущемлены в правах, лишены медицинского обслужи­ вания, лекарств, всякой социальной поддержки. Чтобы поддержать свое существование, монахи много работали - в сельском хозяйстве, на лесо­ заготовках, в рыболовецких артелях, собирали грибы и ягоды, женщины шили, вязали3. Ядром объединения верующих стали монахи бывшего Кирилло-Чел- могорского монастыря. Во внутренних отношениях братии сохранялись монашеская дисциплина, молитвенное общение, взаимоподдержка. Мо­ нахи совместно молились в церковные праздники, особенно в дни мо­ настырских престолов: 21 декабря в Кириллов день и 28 августа в день Успения Богородицы; после церковных служб собирались на общую тра­ пезу, обсуждали непростое положение Церкви и духовенства, когда все 1 См.: Там же. С. 344-345, 179,425,430. Несколько писем приведено в: Фаркова Л. И. Гонения на Церковь в первой половине XX столетия... С .623-625. См.: Мелехова Г. Н„ Фаркова Л. И. И был Господь убежищем гонимому... С. 23-26. 313

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz