Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Подвижники православия Кдргомольского края в 1920-1930-е годы Но проблема заключается в том, что подвижники веры были в ка­ ждом (каждом!) приходе, а мы о них ничего не знаем. Их имена от­ крывают следственные дела архивов региональных управлений ФСБ и теперь уже редкие в силу естественных причин прямые свидетели событий тех лет. Но краеведческий поиск не безнадежен, ибо кол­ лективная память социума - через родственников, знакомых, по ­ томков - запечатлела события и судьбы живших в то суровое время: и подвижников, и отступников. В связи с этим очень важна роль исторического краеведения, ко­ торое позволяет развенчать некоторые мифы истории новейшего периода. Один из них - положение о том, что закрытие храмов не вызвало сопротивления верующих, они только стояли и плакали. В частности, распространен тезис, будто храмы закрывались по со­ ответствующим постановлениям деревенских сходов. Документы ар­ хива Регионального управления Федеральной службы безопасности РФ по Архангельской области и архивного отдела муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» по Печников- скому и Ловзанскому сельсоветам свидетельствуют, сколь не соот­ ветствуют действительности подобные представления. Расширенный пленум Печниковского сельсовета сначала принял постановление о за­ крытии церквей и передаче зданий под школу и клуб якобы в соот­ ветствии с решениями сельских сходов, а потом местные коммунисты «продавливали» нужные решения разными способами: приглашением на сход лояльных советам сельчан, написанием ложных протоколов, из­ мором, запугиванием, арестами, громкими призывами и п р .1 Атмос­ фера на подобных собраниях описана в дневнике жителя с. Лядины (Каргопольского района) Степана Петровича Абакумова (собрание было посвящено сбору хлеба и закончилось в 3 часа», - писали печ- никовцы в Москву. Когда в конце марта 1930 г. два человека приехали из Каргополя снимать с церкви колокола, им это сделать не позволила собравшаяся толпа. Через месяц на Светлой неделе, оставшись без пас­ хальных торжеств, вся волость (несколько сотен человек) собралась перед сельсоветом с требованием вернуть ключи и открыть церковь. Прибывшая милиция разогнала толпу и задержала 20 человек, четверо См.: Фаркова Л. И. Гонения на Церковь в первой половине XX столетия в Каргопольском районе Архангельской области / / Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее Рос­ сии. Материалы Шестой ежегодной Всероссийской научно-богословской конференции. СПб - Са- ров - Дивеево, 2 5 -2 8 июня 2009 года. Нижний Новгород, 2012. С. 613. 309

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz