Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Юлия Петровна Бардилева на старом кладбище Мурманска. Реабилитирован Николай Никола евич был в мае 1998 г. Интересно, что проходившего по делу вместе с Н. Н. Гусевым жителя с. Варзуги Андрияна Михайловича Елисеева на основании показаний свидетелей, несмотря на его личное «признание» в антисо ветских настроениях, оправдали За антисоветскую деятельность был приговорен к ссылке в июле 1940 г. в Красноярский край сроком на пять лет ранее уже отбывший пятилетний срок тюремного заключения по идентичному обвинению кандалакшский священник Федор Михайлович Миролюбов (1868 г. рождения, уроженец с. Сямозера, Пряжинского района, КФССР). Он приехал в с. Кандалакшу из г. Кемь в 1937 г. и с того времени стал здесь священником. На допросах Федор Михайлович отрицал обви нения в контрреволюционной деятельности и распространении пора женческих слухов в годы советско-финляндской войны, отмечал, что показания свидетелей ложные, а самих свидетелей он раньше никогда не видел. Реабилитирован священник был в мае 1989 г.2 Умбский священник Григорий Евтихиевич Лисеенков (1893 г. рождения, уроженец дер. Боровая, Ильинского района, Западной области) в декабре 1937 г. был расстрелян по приговору суда, об винявшего его в распространении антисоветских слухов против Конституции 1936 г. и активных действиях против мероприятий сель совета по закрытию местной церкви. Он был арестован 11 ноября 1937 г. и препровожден из КПЗ Терского района НКВД в Мурман скую тюрьму. По этому делу вместе со священником была арестована староста церковной двадцатки Павла Васильевна Дурынина. Г. Е. Ли сеенков сменил в Умбе умершего в апреле 1937 г. священника Павловского. С приездом отца Григория в селе действительно активи зировалась работа церковной двадцатки. Священник почти ежедневно ходил в сельсовет, требуя зарегистрировать новую «двадцатку» , вместе с церковной старостой самовольно открыл здание церкви для богослужений, крестил детей на дому, в общем, честно выполнял свой пастырский долг. И Павла Васильевна, и Григорий Евтихиевич не от рицали факта своей активной религиозной работы, но категорически были не согласны с обвинениями в контрреволюционной деятель 1 ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 1102/2.Лл. 6-29, 3 4,3 7 ,4 2 ,4 4 ,4 7 ; Д. 241 2. Лл. 6 -9 , 3 2 -3 4 ,4 8 об-50. 2 ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 3207 2 (наблюдения). Лл. 1-5; Д. 3207 2.Лл. 10-17, 24,28. 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz