Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы ветская власть грабит трудящихся, которым гораздо лучше жилось при царе. Подобное обвинение было построено на нескольких свидетель­ ских показаниях. Священник признал свою вину в распространении антисоветских высказываний, однако, стандартность, схематичность текста признания обвиняемого, заставляет усомниться в том, что это признание было получено законным путем. Реабилитирован священник был лишь в апреле 1989 г .1 Умер в январе 1939 г. в Мурманской тюремной больнице обви­ ненный за антисоветскую пропаганду и пораженческие настроения варзужский священник Николай Николаевич Гусев (1874 г. рождения, уроженец дер. Жуково, Чипсатского уезда Вологодской губернии), про­ живавший в с. Варзуга и служивший там священником с 1919 г. Поло­ жение священника усугублял тот факт, что он до ареста 25 июля 1938 г. был дважды судим - в 1927 г. за то, что при исповеди школьников аги­ тировал их против вступления в пионеры (был оштрафован на 20 ру­ блей), и в 1935 г. за убийство (получил 3 года тюремного заключения условно). Интересную информацию сообщил священник Василий Воль­ ский об этой истории с убийством. Он беседовал с внучкой о. Николая, которая сообщила, что ее дед взял на себя вину за зятя, из табельного оружия которого застрелилась (по неосторожности) соседка. На допросах о. Николай признал свою вину в распространении клеветнических слухов о мероприятиях советской власти, в том числе в вопросах государственно-церковных отношений, колхозного строи­ тельства, о возможном падении советского строя. Это признание по формулировкам очень напоминало фразы из допросов свидетелей со стороны обвинения. При этом священник отрицал какую-либо дея­ тельность по созданию контрреволюционных организаций, по про ­ ведению проповедей антисоветского характера, никого не называл в качестве своих «сообщников». Первое слушание по делу Н. Н. Гу­ сева было назначено на 22 ноября 1938 г., но в этот день в суде не оказалось ни свидетелей, ни обвиняемого (священника не доставили на суд из Мурманской тюрьмы, в которую он был препровожден из Терского РО НКВД). Слушания отложили до 25 января 1939 г., но незадолго до этого священник умер в Мурманской тюремной боль­ нице, и дело было прекращено. Родственникам удалось забрать его тело из тюремной больницы и похоронить по православному обряду ГАМО. Ф. Р-140. Оп. 3. Д. 4 6 3 4 /2 (наблюдения). Лл. 1-3. 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz