Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы новление РИКа о закрытии храма, предлагал поездки в Москву и Ле­ нинград, дабы добиться приостановления этого решения. Б результате, поездки действительно состоялись, представители двадцатки - Нем­ чинов, Лытатин (? - написано в тексте документов неразборчиво) и сам отец Константин - побывали в Москве и Ленинграде. До 3 сен­ тября 1937 г. на допросах Константин Михайлович отрицал все на­ вязываемые ему обвинения. Однако на этом допросе многие пункты обвинения были им подписаны. Тон признания не оставляет сомнения в том, что «признание» было заранее составлено следователем или продиктовано обвиняе­ мому, а уже впоследствии К. М. Мелетиева его заставили подписать. В подтверждение тому выдержки из стенограммы допроса: « ... все время боролся за сохранение церкви и числа верующих вокруг церкви. С этой целью через актив церковников, под моим руководством, я проводил контрреволюционную работу среди верующих... я разъ­ яснял, что новая Конституция дает... возможность открывать за­ крытые церкви, что является контрреволюционным извращением сущности новой Конституции», « ... признаю себя виновным в том, что вел контрреволюционную работу среди верующих, выражавшуюся в том, что я выступал в контрреволюционном духе и ... настраивал ве­ рующих против мероприятий соввласти, что вызвало антисоветскую демонстрацию в поселковый совет» '. Что послужило поводом к резкому изменению своих показаний? Од­ нозначного ответа на этот вопрос сегодня уже не найти. Возможно, это опасение за судьбу своих близких - жены, сыновей Вячеслава, Ивана и дочери Киры, - тем более что в свое время Вячеславу Михайловичу было поставлено условие о разрыве отношений с отцом священником (на самом же деле переписка и непосредственное общение между ними сохранялись). А может и показания привлеченных свидетелей, в ко­ торых в резкой форме давались оценки деятельности отца Константина как контрреволюционной, недоброжелательной в отношении Совет­ ской власти. Однако хотелось бы подчеркнуть, что, подписывая признание, отец Константин взял весь удар по общине верующих на себя: не было ска­ зано ни единого слова в отношении проходившего с ним по одному делу члена церковной двадцатки Немчинова, не было обвинений о « со ­ ГАМО. Ф.Р-140. Оп.З. Д.5641/ 2.Лл. 15,15 об, 16. 303

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz