Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Юлия Петровна Бардилева 1931 г. им совершено было 29 крестин, 4 брака и 3 отпевания. В Хар- ловку ему приходилось отправляться пешком из Рынды. Рындская церковь, несмотря на желание общины верующих ее сохранить, была закрыта в 1930 г., и ему пришлось перебираться на новое место жи тельства, в уже указанную Харловку. Личная судьба его к старости ока залась трагична, и не только из-за ареста: « ... Я развелся с женой, жить вместе препятствуют, и я скитаюсь как бездомный. Вот жизнь прожил с семьей и на старость лет приходится скитаться. Сына Федю отправил в Архангельск... / о н / поступил на курсы слесарей и монтеров. Дочь Галина порвала со мной хотя и не очень гладко... вышла гражданским браком за комсомольца...» До сих пор трудно понять, как обстояло дело с обновленцами на Кольском Севере. С одной стороны, в ряде документов архивов Мур манска и Санкт-Петербурга есть упоминание об обновленцах в Те- риберке и Ловозеро (примерно в 1931-1932 гг.). С другой стороны, и в 1930 г., и со второй половины 1932 г. во всех приходах указыва ются религиозные общины тихоновского (правильнее было бы сказать, сергиевского) течения. В одном из списков духовенства за 1927 г. про тоиерей Василий Мартынов указан как обновленец (правда, один раз он и его прихожане и вовсе были занесены в отчет как лютеранская община), Николай Михайлович Петров из Поноя и Николай Флегон- тович Попов из Кузомени - как снявшие сан. А на одном из доку ментов отчетности и вовсе ярко красным карандашом по диагонали листа выведено - «Наврано, изъять!» 2. Священник Василий Вольский сообщил, что по рассказам жителей Териберки обновленцев у них не было - пытался какой-то заезжий поп-реформатор у них остаться, но они потребовали его отъезда. Еще один сложный для выяснения во прос - церковно-административный статус Кольского Севера после 1936 г. По постановлению Московской Патриархии от 5 июня 1936 г. Мурманский округ был передан из Олонецкой епархии в Ленинград скую 3, а вот до какого времени он был в юрисдикции, документы не сообщают. Известно лишь, что в 1940-е гг. Мурманская область вошла в состав Архангельской и Мурманской епархии, в которой оставалась 1 ГАМО. Ф. И -16. On. 1. Д. 246. Л. 9; ГАМО. Ф. И -17. On. 1. Д . 349. Ал. 6,6 об, 28. 2 ГАМО. Ф. Р-54. On. 1. Д. 144. Л. 44; ГАМО. Ф. Р-264. On. 1. Д. 48. Ал. 5,21; ГАМО. Ф. Р-162. On. 1. Д . 635. Л л.3 2-34 ,6 0 ,6 1 ,6 5 ,6 7,68,1 04,105 ,108 ,11 ,122 ,12 4,12 5; ЦГА СПб. Ф. Р -1000. Оп. 48. Д. 68. Л. 68. 3 ГАМО. Ф. 16-И. On. 1. Д. 248. Л. 30. 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz