Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы здания пустуют... в тоже время у нас нету в селе хорошего культурного очага... необходимо церковные здания переоборудовать на культурное помещение, на клуб и кинотеатр» '. Интересный анализ распределения мнений граждан Кандалакши по поводу переоборудования храмов приводит в своей диссертации О. В. Грашевская. Она отмечает, что совсем малое количество жи телей высказалось открыто против закрытия церквей. За закрытие вы ступили 499 человек. Из них за переоборудование церквей под клуб и кинотеатр - 470, под ясли - 17, под школу - 6 , под больницу - 3 , под столовую - 3. В решении заседания Кандалакшского сельсовета от 25 июля 1940 г. записано следующее: удовлетворить просьбу граждан села Кандалакши о закрытии церквей, одну из которых переоборудо вать под стационарный кинотеатр, другую - под клуб. Мурманский облисполком 5 сентября 1940 г. вынес решение о закрытии церквей в Кандалакше и о переоборудовании их под культпросветучреждения за счет средств, ассигнованных Кандалакшскому сельсовету (эта сумма составила 7,5 тыс. рублей)2. Во всей Ленинградской области Мурманский округ поражает коли чеством закрытий храмов. К 1932 г., несмотря на бедность приходов, Мурманский окружной РИК сумел изъять церковные колокола общим весом более восьми с половиной тонн (84 колокола)3. Во многих приходах наблюдаются ветхость и разруха, малочислен ность прихожан. В 1931 г. священник Николай Шешенин из Ловозера (по всей видимости он был направлен туда благочинным с ревизией) сообщает, что в местном приходе и одежды священника, и святой ан тиминс грязны и порваны, что нет ни вина, ни муки для совершения причастия. Упоминая об этом священнике, невольно задумываешься о том, какую трагедию пришлось пережить многим людям духов ного звания в советское время, чтобы сохранить преданность вере и своему служению. Николай Федорович Шешенин, вернувшись после ареста и заклю чения, продолжил службу на Кольском Севере. Одновременно к на чалу 1930-х гг. он был священником в Рынде, Харловке и Ловозеро. В Ловозеро, как он сам отмечал, служить приходилось часто. Только за 1 ГАМО. г. Кировск. Ф.Р-59. Оп.1. ДЛЗ.Лл. 14-14 об. 2 Грашевская О. В. Указ. соч. С. 51 -52. 3 ГА РФ. Ф. Р-5263. On. 1. Д . 988. Л. 8, Д. 989. Л. 282. 293
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz