Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы здания пустуют... в тоже время у нас нету в селе хорошего культурного очага... необходимо церковные здания переоборудовать на культурное помещение, на клуб и кинотеатр» '. Интересный анализ распределения мнений граждан Кандалакши по поводу переоборудования храмов приводит в своей диссертации О. В. Грашевская. Она отмечает, что совсем малое количество жи­ телей высказалось открыто против закрытия церквей. За закрытие вы­ ступили 499 человек. Из них за переоборудование церквей под клуб и кинотеатр - 470, под ясли - 17, под школу - 6 , под больницу - 3 , под столовую - 3. В решении заседания Кандалакшского сельсовета от 25 июля 1940 г. записано следующее: удовлетворить просьбу граждан села Кандалакши о закрытии церквей, одну из которых переоборудо­ вать под стационарный кинотеатр, другую - под клуб. Мурманский облисполком 5 сентября 1940 г. вынес решение о закрытии церквей в Кандалакше и о переоборудовании их под культпросветучреждения за счет средств, ассигнованных Кандалакшскому сельсовету (эта сумма составила 7,5 тыс. рублей)2. Во всей Ленинградской области Мурманский округ поражает коли­ чеством закрытий храмов. К 1932 г., несмотря на бедность приходов, Мурманский окружной РИК сумел изъять церковные колокола общим весом более восьми с половиной тонн (84 колокола)3. Во многих приходах наблюдаются ветхость и разруха, малочислен­ ность прихожан. В 1931 г. священник Николай Шешенин из Ловозера (по всей видимости он был направлен туда благочинным с ревизией) сообщает, что в местном приходе и одежды священника, и святой ан­ тиминс грязны и порваны, что нет ни вина, ни муки для совершения причастия. Упоминая об этом священнике, невольно задумываешься о том, какую трагедию пришлось пережить многим людям духов­ ного звания в советское время, чтобы сохранить преданность вере и своему служению. Николай Федорович Шешенин, вернувшись после ареста и заклю­ чения, продолжил службу на Кольском Севере. Одновременно к на­ чалу 1930-х гг. он был священником в Рынде, Харловке и Ловозеро. В Ловозеро, как он сам отмечал, служить приходилось часто. Только за 1 ГАМО. г. Кировск. Ф.Р-59. Оп.1. ДЛЗ.Лл. 14-14 об. 2 Грашевская О. В. Указ. соч. С. 51 -52. 3 ГА РФ. Ф. Р-5263. On. 1. Д . 988. Л. 8, Д. 989. Л. 282. 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz