Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Юлия Петровна Бардилева в ближайшее время проведено в жизнь» К 1937 г. агитация за за­ крытие Кольского прихода и Благовещенской церкви приобретает не­ бывалый размах. В статье «Мракобесы» ленинградский пропагандист Н. Бронницкий позволяет себе неприкрытое хамство в отношении свя­ щенника Константина Мелетиева, обзывая его пьяницей, лихоимцем, причем путая его имя (называет почему-то Владимиром, хотя имя ма­ тушки упоминает верно). Причиной такой ярости ясны - священника хорошо знали за пределами Колы. Он исполнял требы в Мурманске, Шонгуе, ездил в Пулозеро, Ловозеро. Он пользовался авторитетом у при­ хожан. Поэтому они несли деньги на ремонт церкви, оплату отопления и освещения храма, уплату налогов. Автор статьи обвиняет священника в поборах с населения, занятиях целительством, неверно понимая смысл описываемого таинства елеосвящения (соборования ) г. Подготавливалась таким же образом почва к закрытию церквей в Кан­ далакше. Писали, что священник Миролюбов отказывался крестить детей меньше, чем двадцать человек за раз, и требовал плату вперед \ Здесь так же, как и в Коле, агитация за закрытие храмов совпала с репрессиями в отношении священнослужителя. Председатель Кандалакшского РИКа, обращаясь в Мурманский об­ лисполком, просил ускорить решение вопроса о закрытии двух Кан­ далакшских церквей - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы. Мотивировка звучала весьма интересно - « ... граждане села дали обя­ зательство оказать помощь в переоборудовании церквей под культуч- реждения с окончанием работ к годовщине Октябрьской революции»4. В протоколе общего собрания граждан с. Кандалакша на малой сто­ роне (29 марта 1940 г.) были высказаны следующие мнения о закрытии храмов: « ... находящиеся церкви в селе Кандалакше существуют для граждан Кировска и с других мест как Нивостроя, а граждане села Кан­ далакши совершенно мало посещают церковь и вообще они пользы ни­ какой не приносят только вред, ... церкви нужно использовать под культурное мероприятие, сделать клуб и кинотеатр», « . .. церковные Трудящиеся Кольского района требуют закрытия церкви / / Полярная правда. 1931.4 де­ кабря. С. 4; Во всеоружии встретим поповско-кулацкое «рождество» / / Полярная правда. 1932, 3 января. С. 2; С. Поповско-кулацкой «пасхе» - противопоставим праздник трудящихся - 1 мая. Н е­ медленно оживить антирелигиозную работу в крае / / Полярная правда. 1932,16 апреля. С. 2. 2 Бронницкий Н. Мракобесы / / Полярная правда. 1937,8 мая. С. 3. Его же. Борьба против религии - борьба за коммунизм / / Полярная правда. 1940,4 января. 4 Грашевская О.В. Указ. соч. С. 50. С. 2. 292

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz