Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы в огонь. Заставляли людей от церкви отказываться, документы разные подписывать... Колокола, которыми при батюшке управлял его сын Иван Михайлович Распутин, отправили на переплавку...» \ В с. Поной верующие, напротив, стремились оставить за собой хотя бы одну церковь. Там общее собрание профсоюза в составе всего 20 человек 1 января 1935 г. ходатайствовало перед Понойским РИКом о закрытии Петропавловской церкви в этом селе. Они просили пере­ дать ее здание под радиостанцию для подшивочной бригады колхоза «С евер» , мотивируя свое требование тем, что церковь якобы под ре­ лигиозные нужды не используется. Однако верующие с таким реше­ нием были не согласны. Они направили в ЦИК заявление, в котором отметили, что в 1930 г. уже передали советской власти лучшую из двух имевшихся у них церквей и теперь, несмотря на отсутствие у них священника, хотели бы оставить здание второй за собой. Прихожане писали, что на религиозные праздники они собираются в храме для проведения молитв и чтения религиозной литературы. Они жалова­ лись, что нажимом « ... на скорое получение от нас второй последней церкви Власти предъявляют нам к выполнению разный ремонт стро­ ительный и окрасочный ...» . Решение о закрытии было отложено, но когда в 1938 г. не стало и церковной «двадцатки», церковь закрыли и отдали под пионерский клуб. Сходное решение принял Саамский РИК и по церкви в Йоканьге в 1937 г. (закрытие ее было подтверж­ дено Мурманским облисполкомом 27 сентября 1938 г., большинство граждан предложило использовать ее под ясли) 2. Особенно драматичными были закрытия церквей в Териберке и Коле в 1936-1938 гг. При закрытии храма в с. Териберка верующие выра­ зили свое несогласие с решением и трижды (!) направили жалобы в Ле­ нинградский облисполком. Когда не помогло и это, верующие написали письмо в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР. Однако она вопрос признала законченным ввиду того, что своевременных обжалований не поступало! Решение Комиссия вынесла в декабре 1935 г., а жалобы в Леноблисполком поступали еще в мае и июне 1936 г., но, видимо, это и было признано несвоевременностью3. 1 Цит. по: Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоя­ щем: историческая литература / Н. П. Большакова; Науч. ред. И. Б. Циркунов, ред. А. А. Антонена, Е. С. Порсангер, худ. г. А. Кулинченко. Мурманск, 2005. С. 40,42. 2 ГАМО. Ф.Р-556. On. 1. Д. 91. Ал. 50,54; Д. 117. А. 14; Д. 122. Ал. 2-4. 3 ГА РФ. Ф. Р-5263. On. 1. Д . 996. Ал. 137, 138. 289

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz