Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Юлия Петровна Бардилева как «памятник старины». Действительно, лишь одна церковь Терского района не подвергалась переоборудованию для «культурных нужд», хотя и была на протяжении нескольких десятилетий не действующей для верующих - Успенская церковь в с. Варзуга. 17 июня 1940 г. Отдел по делам Искусств Главнауки признал ее историческим памятником («высококачественным произведением зодчества XVII в .» ), имеющим особую историко-культурную и художественную ценность, на ее ремонт и реставрацию выделялись денежные средства 1. В рамках собрания рабочих, колхозников и служащих с. Ло- возеро, на котором присутствовало 156 человек, 13 июля 1938 г. было принято решение о закрытии местной Богоявленской церкви. В постановлении говорилось: « ... Мы, граждане села Ловозеро, не хотим больше иметь в нашем селе церковь, которая надпоминает [прим. - так в тексте] нам о прошлой безотрадной жизни, полной нужды и лишений жизни, и поэтому мы все как один считаем не­ обходимым переоборудовать имеющуюся в селе Ловозеро церковь для клуба или дет. уч р еж д ени я ...» . На следующий день в прото ­ коле заседания церковной «двадцатки» отразилось решение о пере­ даче церкви и находящегося в ней имущества Ловозерскому РИКу. Мотив - « ... мы отказываемся проводить в ней религиозные обряды и службу». Местная власть решила временно передать помещение за­ крытой церкви под общежитие рабочих строительства Дома Советов с последующим его переоборудованием под «культурно-массовое» предприятие2. Следует пояснить, что отказ «двадцатки» во многом связан с отсутствием в с. Ловозеро священника. До 1932 г. там служил Михаил Распутин, который, по свидетельству жителей села, в 1932 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. Однако в списках ре­ прессированных по Мурманской области и списках Соловецого лагеря он не значится. Но после 1932 г. в с. Ловозеро священнослужителей не было. Вот как рассказывают о закрытии Богоявленской церкви оче­ видцы тех событий: «В 1938 году церковь стали переоборудовать под клуб. В то время много русских в Ловозеро понаехало. Вот они и вну­ шили людям, что церковь - заблуждение, на глазах детей жгли кресты, иконы, книги церковные. Вначале ногами потопают, а потом швыряют Там, где хозяйничали святоши монастыря / / Полярная правда. 1939, 15 ноября. С. 3; ГАМО. Ф. Р-162. On. 1. Д. 205. Лл. 179-183; ГАМО. Ф. Р-405. On. 1. Д. 10 Т. П. А. 85; ГАМО. Ф. Р-405. On. 1. Д. 38. Л. 199. 2 ГАМО. г. Кировск. Ф. Р -146. Оп. 2. Д. 75. Лл. 1 ,6-7,17. 288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz