Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы в Порьей Губе 35 человек (16 бедняков и 19 середняков), молитвенных собраний в течение двух лет не проводилось, священника в селе нет, нет никаких договоров на церковь. При этом в числе неверующих указан 71 человек. Как видим, для закрытия храмов было достаточно простого чис ленного перевеса неверующих над верующими *. Однако, в документах того же архивного дела видно, что церковная двадцатка с. Порья Губа как минимум до марта 1936 г. сохраняла за собой храм. Хотя и не пол ностью справлялась с необходимостью его ремонта2. В протоколе № 1 заседания Комиссии по вопросам культов при Пре зидиуме Мурманского Окрисполкома среди заслушанных ходатайств о закрытии храмов были указаны сведения о храмах Терского района, подлежащих, по мнению местных РИКов, закрытию и переоборудованию под культурные нужды. Часть пожеланий о закрытии комиссия поддер жала (по вопросу о судьбе трех Кузоменских церквей), по поводу иных закрытий потребовали прислать дополнительные материалы (церкви в Порьей-губе, Кашкаранцах, Варзуге)3. 23 декабря 1932 г. на заседании Президиума Мурманского Окри сполкома было утверждено решение окружной комиссии по вопросам культов о закрытии Сретенской, Дмитриевской и Покровской церкви с. Кузомени Терского района. В документе указывалось, что три церкви были в распоряжении одной двадцатки, а это недопустимо по действую щему законодательству и что более двух лет храмы не функционировали. Еще в июле 1931 г. Терский РИК (до утверждения решения о закрытии) предлагал свои варианты использования молитвенных зданий: на коло кольне первой церкви устроить световой маяк, во второй церкви - боль ницу, в третьей - склад. На общем собрании беспартийной молодежи вместе с комсомольцами 3 мая 1931 г. в Кузомени был произнесен до клад т. Шайкова о необходимости использования храмов под культурные нужды, в котором чувствуется весьма предвзятое отношение к религии и Церкви: « ... Сознавая, что церковь играла и играет позорную роль в деле нравственного порабощения трудящихся... Мы, Кузоменская мо лодежь, требует от сельсовета об использовании церквей под культурные нужды села, одновременно вызываем молодежь других селений, а осо бенно Варзугу, имеющую 4 церкви, настаивать пред сель/советом об ис ГАМО г. Кировска. Ф. Р-110. Оп. 2. Д. 19. Лл. 1-2. 2 Там же. Ал. 6,7 об. 3 ГАМО. Ф. Р-162. On. 1. Д. 636. Л. 4 -6 . 285
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz