Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы исключительный город в СССР, в котором нет убежища для открытой атаки, против власти Рабочих и Крестьян, а поэтому, дабы избегнуть укоров со стороны, мы все как один должны встать на линию прямого протеста ко всем, от кого зависит пропаганда об этом зл е ...» . В про токоле общего собрания рабочих и служащих механических мастерских Мурпромконторы Севгопрыбтреста также дана отрицательная оценка решению об открытии церкви: «...Мурманск, строящийся нашими мо золистыми руками, не допустит, чтобы наряду со строительством Социа листического Хозяйства, строились гнезда темноты, рабства и духовного разложения несознательной части населения». Общее собрание пекарни «Красный Мурманец» отмечало, что « . .. в момент культурной рево люции расходование средств на народный дурман есть преступление против строительства социализма и рабоче-крестьянской массы» ‘. Между тем, верующие в своем ходатайстве (10.02.1928 г.) пролили свет на то, как использовалась после закрытия Никольская церковь: «В первое время в здании ликвидированного храма производилась игра в футбол и гимнастические упражнения небольшой команды красноар мейцев. Впоследствии, в зиму 1926 года и 1927 года здание было обору довано, вероятно, Муркомагом № 1 под общежитие грузчиков, занятых на работах в Порту, в каковом были устроены нары и разные перего родки. В настоящее время здание ликвидированного храма совершенно пустует. . . » 2. Из церкви были изъяты колокола общим весом в 402 кг, которые были приняты от уполномоченного группы верующих и сданы 15 де кабря 1929 г. в Госфонд Мурманского окружного финансового отдела. С 1924 г. Мурманск стал первым губернским городом, в котором не было церкви, и оставался таковым до 1946 г.3 Неслучайно во всех отрицательных характеристиках деятельности священников и групп верующих обращается внимание на их принад лежность к «старому» миру. В рассматриваемый период духовенство и их ближайшие родственники (вплоть до 1936 г.) не допускались к полноценной жизни в «новом» мире, оставаясь лишенными избира тельных прав. Наиболее подробные списки «лишенцев» по Кольскому 1 Центральный государственный архив г. Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1000. Оп. 12. Д. 156. Лл. 78 —84, 86, 87; Была церковь - стал спортклуб / / Полярная правда. 1925, 28 февраля. С. 3; Под покровом святых / / Полярная правда. 1929,10 апреля. С. 3. 2 ЦГА СПб. Ф. 7383. On. 1. Д .41.Л л. 1-2. 3 ГАМО. Ф.Р-162. Оп. 1.Д. 364. Л.2. 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz