Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы да-губе, обе в весьма ветхом состоянии. Никем из числа верующих они не были востребованы. Однако Мурманский губисполком разрешил за крытие лишь одной из них под школу а в отношении другой поручил проработать вопрос и выяснить мнение верующих1. Позднее в 1925 г. будет закрыта и вторая церковь, так как верующие не смогут ее при нять в пользование2. До 1925 г. в Дома просвещения были превращены и церкви Костровского и Сонгельского погостов3. В Кольско-Лопарском районе было закрыто в начале 1920-х гг. две церкви. Одна из них - Пулозерская - в 1920 г., так как стала непри годной ни верующим, ни властям после пожара, другая - Нотозерская. Нотозерская церковь была приспособлена в 1923 г. под красный уголок. Два колокола стали использоваться как набат в Коле и Нотозере, а один был передан на сцену театра «Красный рыбак» в Колу4. Годом позже из церкви был устроен Дом просвещения, включавший в себя школу и клуб, а языки от колоколов были переданы... Воздухфлоту. Правда, при за крытии и переоборудовании церкви вначале вынесли решение, а лишь потом посоветовались с общиной верующих, на недопустимость чего указал Мурманский губисполком5. В 1923 г. в Мурманском приходе с учетом жителей Дровяного, колоний Минькино, Лавны числилось в качестве прихожан около 2000 мужчин и 2077 женщин. Однако в 1924 г. церковь в г. Мур манске по ходатайству населения города и по постановлению Мурман ского окрисполкома от 25 июля того же года была закрыта. Перед ее закрытием в газете «Полярная правда» была развернута бурная по лемика. Военмор Петров поставил вопрос о необходимости передачи церковного здания морскому ведомству, так как оно было построено в 1916 г. именно на его средства. Большинство работников мурман ских ведомств (военморы радиостанции Моржовец, Мурбазы Севпо- гранфлотилии, сотрудники Мургуботдела ОГПУ, Госторга, работники союза медицинско-санитарного труда, Губвоенкомата, военного госпи таля) поддержали это предложение. Единственное письмо, автор ко торого выступает в защиту церкви, подверглось критике как признак 1 ГАМО. Ф. Р-109. On. 1. Д. 7. Ал. 22,23,23 об. 2 ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 166. Л. 20. 3 ГАМО. Ф .Р-109. On. 1. Д. 7. Л. 24. 4 ГАМО. Ф. Р-162. On. 1. Д. 364. Ал. За, 4. 5 ГАМО. Ф. Р-217. On. 1. Д. 50. Ал. 52-57. 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz