Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Юлия Петровна Бардилева щими, ходят в церковь. Я со своей стороны грубостей не вижу» К Как видим, сохранялось «сочувственное» отношение некоторых предста вителей партии к религии на местах. Традиция и вера подчас оказыва ются сильнее конъюнктурных соображений. Однако подобные настроения присутствовали не везде. Священник Иоанн Разумов с грустью сообщал из Териберского прихода, что он удивлен холодности отношения прихожан к посещению храма и выпол нению христианских таинств исповеди (покаяния) и причастия. Очень мало людей, которые своим благочестием и религиозными убеждениями могли бы повлиять на молодое поколение: «Н е выработалось из местных стариков и пожилых людей церковников, т. е. чтецов, певцов и других участников богослужений»2. Подробные сведения есть о приходе в с. Оленица. Священником там с 1928 г. был иеромонах Моисей (Кожин). Он жаловался на малочис ленность прихожан, но отмечал, что народ добрый, правда, бедный, так как промыслов нет. В приходе всего пять человек неверующих, малове рующих и неоплачивающих церковных расходов - 42 человека (из них семеро - дети), а 137 человек истинно веруют. В местной церкви недо статочно утвари и облачений. Много имущества пребывает в ветхом со стоянии. В остальном же все в приходе благополучно \ Как и в остальных приходах Архангельской, Олонецкой, Вологодской северных епархий на Кольском полуострове одними из главных в от ношениях с властями стали проблемы преодоления многочисленных запретов и ограничений для Церкви и проблема сохранения храмов в виде действующих религиозных общин. Первые закрытия храмов состоялись уже в первой половине 1920-х гг. Обычной, как и во все последующие годы, была мотивировка данного решения отказом ве рующих принять на себя обязанность по содержанию церкви, или об щественная надобность. До 1922 г. закрыли две лютеранские кирхи в Александровске и Ура-губе, одну православную церковь в Титовке4. Причем в отношении закрытия последней началась переписка с под робными разъяснениями с Мурманским губисполкомом. В колонии Титовка было две православных церквушки - в Цып-Наволоке и Вай ' ГАМО. Ф. И -17. O n. 1. Д. 349. Лл. 1-2 об. 2 ГАМО. Ф. И -16. On. 1. Д. 261. Лл. 20,20 об. 3 ГАМО. Ф. И -17. On. 1. Д. 349. Лл. 30,30 об; Д. 363. Лл. 5,7. 4 ГАМО. Ф. Р-162. On. 1. Д . 364. Л. 3. 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz