Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы округ, для удобства церковного управления по связи его железной до рогой с Карельской республикой, поручается в виде исключения ведению Епископа Олонецкого...». Епископом в этой епархии на тот момент был владыка Артемий’. Думается, что подобное решение было вызвано и конфликтом архиепископа Антония с одним из центральных приходов Кольского Севера. Чтобы избежать канонических недоразумений на будущее, епископ Олонецкий Артемий призывает все духовенство вверенной ему епархии подписать декларацию митрополита Сергия о лояльности государству и власти: « ... принимаю духовенство Олонецкой епархии к сознатель ному исполнению лежащих на нем гражданских обязательств перед Со ветским Союзом и не нарушать их. Ежели кто из духовенства допустит какое-нибудь действие или выступление противоправительственного ха рактера, об этом незамедлительно будет доложено патриархии, с сооб щением о мерах, принятых к виновному»2. Помимо административного порядка весьма важно представлять ре альную жизнь приходов Кольского Севера в 1920-е гг. Как уже указыва лось, даже представители кружков и групп антирелигиозной пропаганды вынуждены были признать, что большинство населения края остается верующим. Однако жизнь в приходах резко изменилась. Об этом свиде тельствуют и письма священнослужителей на имя благочинного о. Кон стантина Мелетиева. Письма носят неформальный характер и тем отчетливее и правдивее дают характеристику приходов. В 1927 г. Арсений Авраамович Хохлов (в монашеском постриге о. Александр) сообщал из Тетринского при хода о. Константину Мелетиеву, что в данном приходе постоянного псаломщика нет, за него правит службу « ...и з мужичков, когда им сво бодно, а потому и бывают большие перерывы во время их отъезда на рыбные промыслы», поэтому часто приходится служить без обедни. Дает о. Александр и краткую характеристику жизни своего прихода: «Церковь посещается во время богослужений преимущественно жен ским полом, из мужчин ходят немного, в деревнях есть последователи партии, но когда в праздники хожу с крестом, то во всех домах прини мают и не пришлось встретить, чтобы в каком из них... не было икон, хотя мужчины-то и приоттолкнулись, но жены их остаются верую 1 ГАМО. Ф. И -16. On. 1. Д. 261. А. 18. 2 ГАМО. Ф. И -16. Д. 261. Л. 19 об. 275
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz