Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы северному Мурманскому духовенству также необходимо участвовать в строительстве новой церкви и иметь представителя, дабы верующие могли иметь понятие об этой церкви». От редакции отмечалось, что Копылов стал первым, кто выдвинул на Мурмане вопрос об обновлении церкви '. Весьма любопытные данные обнаружила анкета по обследованию религиозной обстановки в Мурманской губернии в 1924 г. В ходе ан­ кетирования выяснилось, что из числа православного духовенства на Кольском Севере все священники - тихоновского направления. Лишь один раз встречается упоминание об обновленческом священнике в Те- риберке, да и то в небольшой заметке антирелигиозного толка, чтобы продемонстрировать церковную неразбериху2. В целом, имеющиеся материалы свидетельствуют, что обновленцев в 1920-е гг. в Мурманской губернии не было. Нет упоминания о них и в дальнейшем: « ...Н овы е церковные веяния к нам не проникли; попы служат по старине, на свой риск и страх, вряд ли признавая какую-ни- будь высшую духовную инстанцию» 3 (по всей видимости, речь идет об обновленческой верхушке в Архангельской епархиальной иерархии (с 1923 г.), ведь с этого времени не встречаются никакие документы оттуда)... В 1923 г. местная власть еще ищет компромисс в отношениях с ве­ рующими. Например, идет им навстречу в переносе выходных дней на праздничные, с точки зрения религиозных традиций, дни, учитывая пе­ реход государства на новый григорианский стиль, в то время как Цер­ ковь оставили для богослужебной практики в рамках юлианского стиля. Однако в том же году она продолжает развертывать агитацию за обнов­ ление Церкви. Некий В. Г. Данский писал, что «обновленческая Церковь не только признает советскую власть, но и стремится стать церковью бедняков, церковью народной». Правда, сам же делает вывод о том, что и тихоновская, и обновленческая Церкви и все их толки по существу чужды революции4. Кольская земля избежала влияния обновленцев, но столкнулась с иным расколом, внутри Мурманской общины верующих и причта 1 Полярная правда. 1922,5 октября. С. 6. 2 Кривошеин Ф. Религиозная неразбериха / / Полярная правда. 1924,27 февраля. С. 2. 3 ГАМО. Ф. П-3. On. 1. Д. 177. Ал. 121 -128. 4 Полярная правда. 1923,4 августа. С. 4; Данский В. Г. Тихоновская или обновленческая цер­ ковь / / Полярная правда. 1923,11 августа. С. 1. 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz