Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Юлия Петровна Бардилева К тому же не следует забывать, что и с точки зрения церковной юрисдикции монастырь перешел в ведение Финляндской Православной Церкви, стал использовать принятый в ней григорианский календарь. Пребывая долгое время без настоятеля, монастырь испытывал труд ности в организации своей духовной жизни. 19 октября 1921 г. главой обители был назначен монах Иакинф (Якинф) из Валаамского мона стыря, а его заместителем о. Азарий из того же монастыря. 30 декабря того же года он вступил в свою должность. В своих письмах он отмечал, братия была рада его прибытию, относилась к нему с уважением. Здесь было 47 монашествующих, все население при обители - русское. Были в письмах и характеристики бытовой жизни монастыря: «Продовольствие и пища хорошие: на холодное подают треску с кар тошкой, иногда жирные селедки, иногда семгу; щи с треской и еще с какой-то рыбой, уха из свежих сельдей; каша бывает или гречневая, или пшеничная, или геркулесовая ...» . Понимая, что братия у него «простенькая», но радеющая о службе, что сам он лишь одну седмицу был в сане игумена, о. Иакинф заранее просил у братии прощение за какие-либо ошибки по службе. Были вещи, которые его несколько огорчали: « ... устроение у братии внешнее, материальное, воспитаны на физическом труде, церковь и ду ховное развитие - на втором плане». Желая изменить сложившуюся си туацию, настоятель действовал через увещевания, проповеди. О. Иакинф пробыл настоятелем обители до октября 1931 г .1 Нелегкой стала и жизнь приходов Кольского полуострова: в 1922 г. их затронуло проведение кампании по изъятию церковных ценностей в «пользу голодающих Поволжья». Губисполком сразу же затребовал от всех волисполкомов собрать и прислать в Губотдел копии всех старых описей церковного имущества, ликвидированных монастырей и храмов, а соответственно и описи принимаемого местными властями имуще ства последних. В случае уклонения приходских советов от предостав ления указанных документов виновных грозили привлечь к судебной ответственности в уголовном порядке. Однако не все на местах спра вились с поставленными губернской властью задачами. Например, Те- тринский волисполком объяснял, что предоставление описей церквей данной волости «тормозится» « ...частью отсутствием средств сооб щения и, главным образом, осенним сезоном рыбного промысла, т. к. 1 Поливцсв С., священник. Указ. соч. С. 144-146, 150; Алексеев Иоанн, схиигумен. Загляни в свое сердце. Жизнеописание. Письма Валаамского старца. М., 2003. С. 6,8, 13-17. 270
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz