Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е - 1930-е годы в апреле 1921 г. и отправлен по не известной общине и духовенству края причине в Архангельск. Правда, расследование закончилось для него благополучно. По спискам религиозных двадцаток его имя прослежива ется в Александровске (Полярном), где он был священником с 1899 г., вплоть до 1931 г. Забегая вперед, отметим, что из арестованных священ ников на Кольском полуострове в период 1920-х гг. числятся еще лишь двое: Шешенин Николай Федорович, осужденный на 2 года со строгой изоляцией 1 марта 1925 г. (статья не указывается) и Шешенин Ни колай Павлович на 3,5 года (также с 1 марта 1925 г. и тоже без указания статьи приговора). Известно лишь, что по делу одного из них (в газете, к сожалению, не указаны инициалы и приход) 1 марта 1925 г. в гарни зонном клубе г. Мурманска слушалось дело по обвинению в распростра нении в контрреволюционных целях ложных слухов о том, что Советская власть сожгла Соловецкий монастырь. Указывалось, что он даже рассылал письма с этой информацией по разным приходам. Однако священник все отрицал. Но это не помешало осудить его. Дальнейшая их судьба тоже полностью неясна. По крайней мере, один из них, Николай Федорович, остался жив и продолжал службу священника в 1928 г. в Рынде ’. Иных данных об арестах священников в 1920-е гг. в рассекреченных матери алах архивов сегодня не выявлено. В сложнейшем положении оказался расположенный с 1921 г. за гра ницей Трифоно-Печенгский монастырь. В июле 1921 г. Печенгу посетил президент Столберг, успокоивший монахов тем, что монастырю разрешат продолжать свою деятельность без всякого стеснения, под защитой за кона Финляндии. Однако вся собственность монастыря была передана финскому государству, что было, по мнению губернатора (наместника) Финляндии И. Хелениуса, вполне правомерным: если монастырская собственность ранее принадлежала Российской империи, то теперь она должна принадлежать государству, на территории которого оказалась обитель. Даже церковь Рождества Христова в Печенге была отдана лю теранской общине, а монахи получили право лишь дважды в год совер шать там службу по православному обряду2. Спасаясь от одних лишений, они столкнулись с иными. 1 Дело контрреволюционных попов / / Известия Архангельского губернского исполнитель ного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Губернского комитета РКП (б). 1921,29 января. С. 2.10 февраля. С. 4; Судебная хроника / / Полярная правда. 1925,28 апре ля. С. 3; ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д. 8. Ал. 57,57 об; ГАМО. Ф. Р-88. On. 1. Д . 179. Л. 46,62 об; Ф. И -17. Оп. 1. Д. 363. A. 11; ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д . 1259. Л. 25; ГАМО. Ф. Р-77. On. 1. Д. 15. Л. 42 об. 2 Мацак В. Печенга-Петсамо... 2 марта. С. 2. 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz