Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Приходы Кольского Севера в 1920-е- 1930-е годы нужден был оставить Кашкаранский приход и переехать в Кандалакшу где община согласилась предоставить ему денежное и продовольственное содержание Иногда мнения общины верующих и церковных властей расходились во взглядах на наиболее приемлемого для прихода священника. В апреле 1921 г. благочинный Василий Мартынов в письме к епископу указал, что для Мурманска желательно назначить более «деятельного и раз витого» священника, нежели Н. Азлов, « ...который очень мало обра щает внимания на текущую жизнь и на поучение прихожан». Однако группа верующих при Никольской церкви просила оставить его посто янным священником как «...пастыря энергичного и доброго, сумевшего в такое короткое и тяжелое время объединить свою паству, приумножить достояние церкви и создать отличный хор певчих». А прихожане также поддержали кандидатуру о. Николая: « ...о н своею мягкосердечностью и усердием в церковной службе снискал среди нас любовь и уважение к нему, и лучшего Настоятеля в данное трудное время не требуется». И он, и диакон церкви (иеродиакон Нестор) по прошению прихожан и общины были оставлены главой епархии на своих местах2. Из-за ряда экономических трудностей Церкви стало тяжело в полном соответствии следовать установленным правилам причастия: не хватало белой муки для просфор, не купить было красное церковное вино. По этому епархиальное начальство разрешило отступать от канонов в силу необходимости: вместо вина использовать ягодные соки, вместо пше ничной муки - просеянную ржаную, хотя в 1922 г. говорится уже о не допустимости подобной замены (не надо забывать, что с началом НЭПа стало проще с дефицитным товаром, хотя цены и были высоки)3. И вот что интересно: отобрав у Церкви имущество и средства к су ществованию, власть решила сама вмешиваться в процесс распределения всего необходимого для нее. При Главспирте была образована специ альная комиссия с участием представителя НКВД, которая и занималась распределением красного виноградного вина между церквями (!). Испол комам же губернского масштаба требовалось направлять за ним в Мо скву своих представителей4. Можно ли придумать что-нибудь абсурднее! 1 ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1259. Ал. 237- 241. 2 ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1261. Ал. 56 -6 0 об. 3 ГАМО .Ф .И -Ю .Оп. 1 .Д .7 8 .А .9 ,16. 4 ГААО. Ф. Р-286. On. 1. Д. 625. Л. 95,95 об. 267
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz