Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Юлия Петровна Бардилева принято в связи с тем, что неумелое использование труда мобилизо ванных на глазах у населения укрепляло религиозный «фанатизм» и де лало «из попов мучеников» *. Однако данных о том, что кто-либо из священников Кольского Севера был призван в армию, по документам не прослеживается. Следует учесть и то, что большинство из них были людьми, перевалившими за призывной возраст - 35 -60 и более лет. В том же 1921 г. Архангельская епархиальная канцелярия начинает налаживать в новых условиях отношения со своими удаленными при ходами. Обычно поддерживалась связь с местными благочинными, а те в свою очередь распространяли общеепархиальные постановления по приходам. В 1921 г. среди вопросов неотложного характера, стоящих перед епархией, были поставлены следующие: « ...растет неверие, падает нравственность, подрастает поколение неоглашающихся Законом Бо- жием, прекратилась подготовка просвещенных пастырей. Епархия лиши лась свечного завода ...» . Епархиальное начальство, обращаясь к своим приходам, просит обсудить, а по возможности и внести предложения по данным вопросам2. Одной из проблем сложного времени стала крайняя нищета при ходов и невозможность нормального содержания священников. В связи с этим ряд священников стал самовольно покидать вверенные им при ходы. В вину им также епархиальными властями вменялось и то, что они « ...б е з нужды и самовольно меняют свои священные одежды на свет ские, стригут волосы, ходят на охоту, посещают спектакли и т. п., что не подобает иерею и запрещено правилами церкви». Отмечается и то, что монашествующие «...самовольно разошлись по приходам и церквям не имея на то п р а в а ...» . Но бывали и исключительные случаи, когда по добные деяния не наказывались лишением сана или запрещением в слу жении. Например, священник о. Николай Шмаков вынужденно покинул Иоканьгский приход, так как священнического жалованья не хватало на прожитье, обещанный ему еще в 1917 г. дом так и не был построен. В то же время его на содержание пригласила община верующих из Тетрино. Специального же прошения он не подавал, так как тогда не было епар хиального управления. Священнослужение ему не запретили3. В 1922 г. по сходной причине - из-за голода - священник Клавдий Сибирцев вы 1 ГААО. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 183. Л. 38 об. 2 ГАМО .Ф .И -Ю .Оп. 1.Д .78.Л . 14. 3 Там же. Ал. 22-25. 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz