Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Юлия Петровна Бардилева стых условиях большая часть духовенства, сохраняя свой сан, попыта­ лась найти работу в советских учреждениях. Из данных анкеты явствует, что священники в основном занимали «не ответственные» должности « . .. в Финотделах, Отсобезах, ... Волзагсах . . . » '. В Мурманском благочинии в сентябре 1921 г. числилось уже лишь 10 приходов - три городских и семь сельских (Кольский, Мурманский, Александровский, Кильдинский, Нотозерский, Ловозерский, Терибер- ский, Гавриловский, Рындский и Китовский) 2. Как следует из рапорта благочинного о. Константина Мелетиева, на­ стоятеля Кольского Благовещенского собора, число прихожан, веру­ ющего населения сократилось ненамного. Сосчитать число верующих в г. Мурманске было весьма сложно, так как для города была характерна высокая миграция. В описании Мурманского прихода за 1921 г. в числе прихожан указывается примерно по 2650 мужчин и женщин, т. е. около 5300 человек из более чем 8 тысяч жителей города. Остальные же при­ ходы были малочисленными: всего в среднем 250-300 человек. Наиболее малочисленный приход - Китовский, такая ситуация наблюдается в нем еще с 1917 г. Кильдинский же приход хоть и упоминается, но он пре­ кратил свою деятельность еще в 1917 г., а священник данного прихода - о. Николай Диомидов - перебрался в Пулозеро3. Начало двадцатых годов по наиболее полному и скрупулезному источнику, клировым ведомостям, проследить практически невозможно, так как все они были изъяты местными отделами ЗАГСа, а после ис­ пользования властями их информации они, как правило, уничтожа­ лись. Например, за 1921 г. в областном архиве Мурманской области сохранилась лишь клировая ведомость о Мурманской церкви. Принад­ лежащий Никольской церкви дом был отобран, и для пользования свя­ щенника и сторожа оставлена только церковная сторожка. И священник, и диакон (о. Николай Азлов, иеродиакон Нестор) получали от прихожан жалованье4. В связи с тем, что жалованье священникам назначалось не повсе­ местно или было невелико, а также из-за необходимости выполнять в соответствии с законодательством трудовую повинность, многие свя- 1 ГААО. Ф. Р-286. On. 1. Д. 625. Л. 75. 2 ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1262. А. 230. 3 Там же. Ал. 2 3 3 -2 4 0 а. 4 ГАМО. Ф. И -17. On. 1. Д. 357. Ал. 1-11. 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz