Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
«Она, можно сказать, для нас как святая»: «живая история» о замученной сурской монахине полагались школа и клуб. Холодная Никольская церковь в течение многих лет стояла запертой: в основном помещении было складировано имущество обеих церквей - книги, иконы, подсвешники и проч., а подклеть исполь зовалась под школьный склад. Все имущество сгорело вместе с церковью в пожаре, случившемся в 1960-е гг. от молнии (одну обгорелую икону из Никольской церкви мы видели в доме жительницы д. Немнюга). На месте пожарища были выстроены новые здания школы и детского сада» '. Александра Алексеевна рассказала мне, что узнала об этой истории слу чайно. Она приехала в Покшеньгу, чтобы установить крест на могиле своего сына, умершего в младенчестве, но т.к. ее сын умер некрещеным, то свя щенник не разрешил ей установить его. Не зная, что делать с крестом, она стала искать могилу, на которой можно было бы его установить. Двоюродная сестра посоветовала ей установить крест «на могиле девушки-монахини». Преследование священнослужителей усиливается в 1929 г. после появ ления циркулярного письма ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирели гиозной работы» (Утверждено ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г.)2. Привожу дословно рассказ об этих событиях: « ...А потом, значит, по лучается так, сообщили враги в центр, в Карпогоры или в Архангельск. Пришли красноармейцы специально по этому поводу, чтобы ее убрать. И вот, в храме они ее все пытали, насиловали и до такой степени пы тали, что она была уже мертвая и подкинутая потом после этого всего в деревню, на дорогу вынесена прямо. Когда люди нашли ее, похоронили, а красноармейцы - пять человек, наверно, или три, я не знаю точно, но она говорила, что три и пять, говорит, было послано...». Местные жители похоронили девушку, на ее могиле был установлен крест, на котором написали ее имя. Сейчас за могилой ухаживает второе по коление сельчан, каждое лето они высаживают цветы. «Крест у нее еще был в хорошем состоянии, такой добротный. Потом, значит, и цветочки были, могилка значимая. Они ухаживали за этой могилкой» (А.А.Алешенькина). Все эти годы А.А.Алешенькина пытается донести информацию об убитой монахине до сообщества. Она заказывает панихиду о ней и со рокоусты, читает поминальные молитвы. Она говорит: «Ну, она, как можно сказать, для нас она святая, как Бог там прославит, не прославит, а мы про славляем ее, что она выдержала такие страсти ради Бога, во славу». 1 Иванова А. А., Ка.\уцков В. Н„ Фадеева Л. В. Материалы к этнокультурному атласу «Святые места Пинежья»//Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М.: Изд-во МГХ 2003. С 197-199. 2 Цит. по: «Архивы Кремля». В 2-х кн./Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М., Новоси бирск: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. С.414-418. 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz