Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

«Она, можно сказать, для нас как святая»: «живая история» о замученной сурской монахине полагались школа и клуб. Холодная Никольская церковь в течение многих лет стояла запертой: в основном помещении было складировано имущество обеих церквей - книги, иконы, подсвешники и проч., а подклеть исполь­ зовалась под школьный склад. Все имущество сгорело вместе с церковью в пожаре, случившемся в 1960-е гг. от молнии (одну обгорелую икону из Никольской церкви мы видели в доме жительницы д. Немнюга). На месте пожарища были выстроены новые здания школы и детского сада» '. Александра Алексеевна рассказала мне, что узнала об этой истории слу­ чайно. Она приехала в Покшеньгу, чтобы установить крест на могиле своего сына, умершего в младенчестве, но т.к. ее сын умер некрещеным, то свя­ щенник не разрешил ей установить его. Не зная, что делать с крестом, она стала искать могилу, на которой можно было бы его установить. Двоюродная сестра посоветовала ей установить крест «на могиле девушки-монахини». Преследование священнослужителей усиливается в 1929 г. после появ­ ления циркулярного письма ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирели­ гиозной работы» (Утверждено ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г.)2. Привожу дословно рассказ об этих событиях: « ...А потом, значит, по­ лучается так, сообщили враги в центр, в Карпогоры или в Архангельск. Пришли красноармейцы специально по этому поводу, чтобы ее убрать. И вот, в храме они ее все пытали, насиловали и до такой степени пы­ тали, что она была уже мертвая и подкинутая потом после этого всего в деревню, на дорогу вынесена прямо. Когда люди нашли ее, похоронили, а красноармейцы - пять человек, наверно, или три, я не знаю точно, но она говорила, что три и пять, говорит, было послано...». Местные жители похоронили девушку, на ее могиле был установлен крест, на котором написали ее имя. Сейчас за могилой ухаживает второе по­ коление сельчан, каждое лето они высаживают цветы. «Крест у нее еще был в хорошем состоянии, такой добротный. Потом, значит, и цветочки были, могилка значимая. Они ухаживали за этой могилкой» (А.А.Алешенькина). Все эти годы А.А.Алешенькина пытается донести информацию об убитой монахине до сообщества. Она заказывает панихиду о ней и со­ рокоусты, читает поминальные молитвы. Она говорит: «Ну, она, как можно сказать, для нас она святая, как Бог там прославит, не прославит, а мы про­ славляем ее, что она выдержала такие страсти ради Бога, во славу». 1 Иванова А. А., Ка.\уцков В. Н„ Фадеева Л. В. Материалы к этнокультурному атласу «Святые места Пинежья»//Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М.: Изд-во МГХ 2003. С 197-199. 2 Цит. по: «Архивы Кремля». В 2-х кн./Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М., Новоси­ бирск: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. С.414-418. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz