Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Наталья Васильевна Дранникова Когда мы уже возвращались в Архангельск, то на пароме, следовавшем через Унскую губу Белого моря, ко мне неожиданно подошла женщина из г. Северодвинска - Александра Алексеевна Алешинькина. Она обра­ тилась ко мне с просьбой помочь восстановить память о сурской мона­ хине, убитой «красноармейцами» в 1930 г. в д. Покшеньге (Кобелево) Пинежского района Архангельской области. А. А. Алешенькина родилась в д. Шотовой Пинежского района в 1950 г., сейчас она живет в г. Севе­ родвинске и является прихожанкой Свято-Никольского храма. Она часто ездит в д. Покшеньгу, где находятся могилы ее родственников. Женщина рассказала мне историю о трагической судьбе девушки-мо- нахини из Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, спас­ шейся после его закрытия в 1920 г. и замученной сотрудниками ОГПУ в 1930 г. в д. Покшеньге, где она скрывалась все это время. Эта трагиче­ ская история до сих пор бытует среди жителей деревни. Они сохранили имя девушки - Валентина Павловна Шангина, 1912 г. р. Обратимся к событиям, связанным с закрытием Сурского монастыря. Датой закрытия является 8 декабря 1920 г., когда Сурский волостной съезд Советов постановил ликвидировать монастырь’. Произошло это после принятия Декрета «О б отделении церкви от государства и школы от церкви» Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 г., вступившего в силу 23 января (5 февраля) 1918 года .2 По рассказам местных жителей, в начале Гражданской войны оставшихся на Пинежье монахинь арестовали3. Часть бездомных монахинь переехали в Архан­ гельск, где они жили полулегально на чужих квартирах. Одна из монахинь, спасшихся после разорения Сурского монастыря, с 1920 по 1930 гг. жила в с. Покшеньге (Кобелево) и работала в пок- шеньгских храмах. В Покшеньге были два храма: церковь во имя вмч. Георгия и холодная церковь во имя святителя и чудотворца Николая4. Московские исследователи, побывавшие в Покшеньге в 1990-е гг., пишут: «После закрытия прихода в теплой Георгиевской церкви попеременно рас­ 1 Пащ енко Е. В. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь / / Поморская энцикло­ педия: В 5 т. Т. 4: Культура Русского Севера / Гл. ред. и сост. А. А. Куратов. Архангельск: Изд-во По­ мор, ун-та, 2012. С. 524. Об отделении церкви от государства и школы от церкви / / Собрание узаконений и распор ний правительства за 1917-1918 гг. М.: Управление делами Совнаркома СССР! 1942. С. 286-287. Мерзлая О. И., Данилова С. В. Сурский Иоановский женский монастырь / / Поморская энциклопе­ дия: В 5 т. Т. 5: Города, районы, люди Архангельского Севера / Гл. ред. Е. В. Кудряшова. Архангельск, 2016. С. 805. 4 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2: Уезды Шенкурский, Пинежский, Мезенский и Печорский. С. 249-250. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz