Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
К изучению промыслового благочестия русских поморов: веснование держали в памяти даты различных праздников (и не только самых крупных) и, как могли, отмечали и х 1. П. Ф. Федоров описывает лю бопытный обычай зверобоев Летнего берега, приуроченный к Пасхе и свидетельствующий о внимании к череде дней церковного кален даря: либо в Великий Четверг, за три дня до Пасхи, либо на второй день праздника, в артели устраивалось своего рода посвящение но вичков в полноправных членов артели, для чего их трижды окунали в воду2. Т. Е. Точилов, участвовавший в начале XX в. в промысле тюленей (правда, уже на борту крупного зверобойного судна), вспо минал, что на Пасху все работы были отменены3, что соответство вало крестьянской традиции4. Еще один поморский обычай, характеризующий духовный настрой участников промысла, состоял в том, что на случай нечаянной кон чины они брали с собой в море особую «смертную одежду», ко торую надевали, когда не оставалось надежды на спасение 5, желая перед судом Божьим упокоиться в достойном виде. Возвращение охотников с промысла тоже сопровождалось благо честивыми действиями, выражавшими их благодарность Богу и его угодникам за полученную в море помощь. Материальным прояв лением этой благодарности становилось пожертвование части до бычи в церковь. «Один юрок [связку шкур. - А. Л.] артель завещает Богу, - пишет А. Я. Ефименко, - на завещанном юрке ставится крыж (крест), чтобы не смешать его с другими»6. А. Ф. Ростиславин сообщает, что такая жертва называлась «Божий пай» и что этот пай был «обычно равен доле, причитающейся каждому промышленнику порознь взятому». Тот же автор пишет и о другом венчающем про мысел обычае, зафиксированном им в д. Койда: «Причалив к берегу и поздоровавшись с родными и знакомыми, промышленники и их встречающие, не заходя домой, идут все непосредственно в церковь, в зависимости от того, кто к какому принадлежит религиозному Максимов С. В. Избранные произведения в двух томах. М., 1987. Т. 2. С. 5-11. 2 Федоров I I Ф. Соловки. С. 118. 3 Точилов Т. Е. Послание из прошлого. Северодвинск, 2011. С. 49. 4 Аранникова Н. В., Морозова Т. Н. Промысловый календарь в приметах... С. 91. 5 Федоров П. Ф. Соловки. С. 127; Шергин Б. В. О тцово знанье. С. 344. См. также: «Кто в море не ходил, тот Бога не маливал»: Описание путешествия с почтой Соловецкого монасты ря Публ. В. М. Матонина / Соловецкое море. 2002. Вып. 1. С. 17. 6 Ефименко А. Я. Артели... С. 40. 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz