Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К изучению промыслового благочестия русских поморов: веснование держали в памяти даты различных праздников (и не только самых крупных) и, как могли, отмечали и х 1. П. Ф. Федоров описывает лю­ бопытный обычай зверобоев Летнего берега, приуроченный к Пасхе и свидетельствующий о внимании к череде дней церковного кален­ даря: либо в Великий Четверг, за три дня до Пасхи, либо на второй день праздника, в артели устраивалось своего рода посвящение но ­ вичков в полноправных членов артели, для чего их трижды окунали в воду2. Т. Е. Точилов, участвовавший в начале XX в. в промысле тюленей (правда, уже на борту крупного зверобойного судна), вспо­ минал, что на Пасху все работы были отменены3, что соответство­ вало крестьянской традиции4. Еще один поморский обычай, характеризующий духовный настрой участников промысла, состоял в том, что на случай нечаянной кон­ чины они брали с собой в море особую «смертную одежду», ко­ торую надевали, когда не оставалось надежды на спасение 5, желая перед судом Божьим упокоиться в достойном виде. Возвращение охотников с промысла тоже сопровождалось благо­ честивыми действиями, выражавшими их благодарность Богу и его угодникам за полученную в море помощь. Материальным прояв­ лением этой благодарности становилось пожертвование части до­ бычи в церковь. «Один юрок [связку шкур. - А. Л.] артель завещает Богу, - пишет А. Я. Ефименко, - на завещанном юрке ставится крыж (крест), чтобы не смешать его с другими»6. А. Ф. Ростиславин сообщает, что такая жертва называлась «Божий пай» и что этот пай был «обычно равен доле, причитающейся каждому промышленнику порознь взятому». Тот же автор пишет и о другом венчающем про ­ мысел обычае, зафиксированном им в д. Койда: «Причалив к берегу и поздоровавшись с родными и знакомыми, промышленники и их встречающие, не заходя домой, идут все непосредственно в церковь, в зависимости от того, кто к какому принадлежит религиозному Максимов С. В. Избранные произведения в двух томах. М., 1987. Т. 2. С. 5-11. 2 Федоров I I Ф. Соловки. С. 118. 3 Точилов Т. Е. Послание из прошлого. Северодвинск, 2011. С. 49. 4 Аранникова Н. В., Морозова Т. Н. Промысловый календарь в приметах... С. 91. 5 Федоров П. Ф. Соловки. С. 127; Шергин Б. В. О тцово знанье. С. 344. См. также: «Кто в море не ходил, тот Бога не маливал»: Описание путешествия с почтой Соловецкого монасты­ ря Публ. В. М. Матонина / Соловецкое море. 2002. Вып. 1. С. 17. 6 Ефименко А. Я. Артели... С. 40. 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz