Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Алексей Владимирович Лаушкин паткой в деревянной чашке и перемешивают с овсяным толокном и 3 ложками конопляного масла, после чего получается желтая, кру- пинчатая, разсыпчатая масса, похожая на круто свареную кашу» О скудости пищи весновалыциков и о соблюдении ими Великого поста пишет и А. Я. Ефименко, рассказывая в том числе и о «Кедов- ском пути» - одном из опаснейших региональных вариантов весно- вания в северной части Белого моря (у поморов даже существовала пословица: «И дти на Кеды - наживать себе беды») 2. Иногда ром- шаки понимали, что их промысел может продлиться и после окон­ чания Великого поста, и тогда запасались продуктами для разговения на Пасху - говядиной и сливочным маслом3. Нет сомнения, что, находясь на долговременном промысле, ар­ тельщики вели счет дням, чтобы не пропустить постные дни и празд­ ники. Самое раннее свидетельство такого рода встречается уже в упомянутом выше рассказе Жития прпп. Зосимы и Савватия о чуде с весновалыциками, попавшими в ледовый шторм. Они запомнили, что началась «буря ветреная велика и трусь великъ въ м ори» «на самый праздникъ, Пасху Христову»4. О поморской практике ведения календаря вдалеке от дома ярко свидетельствует история робин зо ­ нады четырех промышленников-мезенцев, не по своей воле и при крайней скудости средств для выживания проведших в середине XVIII в. шесть лет и три месяца на одном из островков заполярного Шпицбергена. За это время, несмотря на долгие периоды полярной ночи, затруднявшие счет суток, они сбились в календарных под­ счетах всего на два дня. Судно, случайно обнаружившее их, подошло к берегу на Успение Пресвятой Богородицы (15 августа), тогда как островитяне, которые «отправляли завсегда большие церковные праздники по своей возможности» , собирались встречать праздник только через два д н я \ Еще с большей очевидностью то же самое по­ казывает запись рассказа о другой русской робинзонаде в высоких широтах, сделанная С. В. Максимовым столетие спустя в печор­ ском селе Куя. Невольно зазимовав на Новой Земле, охотники также 1 Федоров П. Ф. Соловки. С. 118. Ефименко А. Я. Артели... С. 4 4,4 8 -4 9 . См. также: Исследования... С. 90. 3 Ефименко А. Я. Артели... С. 48-49. 4 Минеева С В. Рукописная традиция... Т. 2. С. 42“ Ле Руа. Приключения четырех российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных. М., 1975. С. 41. 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz