Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Алексей Владимирович Лаушкин ставились поклонные кресты или даже ч а с о в н и П о м и м о того, при назначении начальных дат промысла охотниками-поморами учиты­ вались местные календарные традиции, связанные в деревнях с теми или иными церковными праздниками2. Во время промысла охотники тоже могли собираться для общей молитвы. Самые ранние свидетельства о таких молениях сохра­ нили памятники соловецкой агиографии . Так, упоминавш ееся уже Ж и ти е прпп. Зосимы и С авватия Соловецких повествует, как весновалыцики попали в продолжительный ледовый шторм, у грож авший разби ть их лодки . По во спом инаниям одно го из участников той охоты - будущего соловецкого монаха Протасия, жившего в первой половине XVI в., терпящие бедствие со сле­ зами молили Бога о спасении и призывали на помощь соловецких преподобных, а когда увидели, что их несет к Соловкам, усилили свои молитвы и стали давать обеты 3. О подобных обетах спустя три с половиной столетия писал С. В. М аксимов, рассказывая о тюленьей охоте мезенцев: «Н е проходит года, чтобы не поги ­ бало два-три человека из смелых, действующих сломя голову и на свое русское авось мезенских промышленников... И счастлив... тот охотник, которого судьба примкнет с роковой его льдиной на берег... Этих спасенных от смерти ловцов (некоторых) можно видеть несколько лет после того (смотря по личному их обету) в Соловецком монастыре исполняющими самые трудные, ломовые м онасты рские р аб о ты » 4. Еще более отчетливо , нежели Ж и ти е соловецких преподобных, о совместной молитве охотников, по ­ павших в смертельно опасную ситуацию , повествует Сказание о чудесах прп. Иринарха Соловецкого (созданное в 1628 -1650 гг.). Оказавшись в многодневном относе, охотники-двиняне находи­ лись в «велицЪй скорби , яко и живота о тча яти с я» , и в один из дней решили собраться вместе для общей молитвы: «собравшимся М акашов С. В. Избранные произведения. Т. 1. С. 50. 2 Аранникова Н. В., М орозова Т. Н. Промысловый календарь в приметах и поверьях рыба­ ков и зверобоев Зимнего берега Белого моря / / Соловецкое море. М.; Архангельск, 2017. Вып. 16. С. 89-90. Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XV I- XVIII вв.). М., 2001. Т. 2: Тексты. С. 427. Макашов С. В. Избранные произведения. Т. 1. С. 4 2 -4 3 . Ср.: Пиге А. Е. Северное Помо­ рье (Лопари, самоеды, зыряне и рус. промышленники). М., 1873. С. 25. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz