Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К изучению промыслового благочестия русских поморов: веснованис торому, в присутствии священника, обещаются повиноваться в море беспрекословно. В заключении священник благословляет юровщика, а затем и всех членов артели на рискованный промысел, в котором все зависит “от воли Божьей”» О совместной молитве артельщиков перед промыслом (в данном случае - при объединении нескольких малых артелей в более крупную - «бур су» ) и о значении такой мо­ литвы для «закрепления» « сою за» артелей, сообщает также А. Я. Ефименко, собиравшая материал несколько ранее П. Ф. Федорова: «союз закрепляется тем, что все члены всех артелей, как хозяева, так и покрутчики [наемные работники. - А. Л.], молятся вместе Богу» 2. А. Ф. Ростиславин, описывавший мезенские промыслы в 1920-е гг., сообщает, что уже непосредственно перед отправлением из своей деревни охотники возносят молитвы, посещают могилы родных, прощаются с домашними 3. Жительница д. Пурнема А. И. Горина (1919 г. р.) припоминает, что «[к]огда мужчины уходили на про ­ мысел, родители их благословляли» 4. Житие прпп. Зосимы и Сав­ ватия Соловецких в новелле об одном из чудес, написанной около первой четверти XVI в., сообщает, что весновальщики перед про ­ мыслом дали обет отслужить молебен свт. Николаю Чудотворцу 5. Об обетах промысловых людей свидетельствует и жительница д. Койда Е. М. Малыгина (1926 г. р.): «Н а устье реки [Койды - А. А.] на каждом берегу стояло по часовенке. На зверобойку ходили на тот берег. На море пойдут, так все там обещаются» 6. Если промысел начинался вдалеке от деревни, то перед спуском на море охотники снова молились вместе 7. В таких удаленных промысловых пунктах 1 Федоров П. Ф. Соловки. Б /м , 2003. С. 116. 2 Ефименко А. Я. Артели Архангельской губернии. СПб., 1873. С. 41 . 3 Ростиславин А. Ф. Промыслы Мезенского побережья. Архангельск, 1926. С. 33. См. так­ же: Матонин В. Н., Рапенкова С. В. Мезени живая вода: История края в судьбах его жителей. Соло­ вецкие острова, 2017. С. 36. 4 Не век жить - век вспоминать: Народная культура 1кюнежья и Онежского Поморья (по материалам Онежских экспедиций). Онега; Архангельск; М., 2006. С. 174. 5 БЛДР СПб., 2005. С. 140. 6 Матонин В. Н„ Рапенкова С. В. Мезени живая вода. С. 36. См. также: Дранникова Н. В., Морозова Т. Н. Промысловый календарь Зимнего берега Белого моря / / Ученые записки П етроза­ водского государственного университета. 2014. Август. № 5. С. 59. 7 Ефименко А. Я. А ртели... С. 45; Фёдоров П. Ф. Соловки. С. 117; Исследования о состоя­ нии рыболовства в России: Рыбные и звериные промыслы в Белом и Ледовитом морях. СПб., 1862. С. 89. 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz