Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Алексей Владимирович Лаушкин вишься и устрашишься» '. Охота на тюленей требовала от русских поморов долговременного, порой исчисляемого неделями, непре рывного пребывания на льду незамерзающего до конца Белого моря и преодоления тяжелейших условий повседневной жизни, когда ме стом ночлега нередко становилась извлеченная на льдину лодка, а огонь разводился лишь для приготовления скудной пищи. Неко торые охотники, отправляясь на опасный промысел ради прокорм ления своих семей, оставляли их навсегда, погибая в ледовитом море от несчастных случаев, болезней или голода. Особенно тяжелым ис пытанием, часто заканчивавшимся мучительной смертью охотников, был «морской относ» - вынужденный дрейф на льдине в направ лении открытого океана с неочевидными шансами достичь како го-либо берега. Ясно, что столь суровый - «бесчеловечный» - характер п ро мысла усиливал упование его участников на помощь Всевышнего и одновременно требовал от них внутренней готовности достойно встретить кончину « в море далече». Это, в свою очередь, актуали зировало различные формы благочестивого поведения перед лицом опасности и возможной смерти. Разрозненные упоминания таких проявлений благочестия разбросаны в источниках. Не претендуя на полноту обзора существующих данных и не стремясь пока к их обобщению и выстраиванию связанной картины явления, мы бы хо тели в рамках настоящего доклада обратить внимание на сам фе номен «промыслового благочестия» как на элемент христианской культуры русских поморов. Отправление на промысел помимо хозяйственных забот и от вального гуляния включало и духовную подготовку. П. Ф. Федоров, подробно описавший в 1880-е гг. весновальный промысел поморов Летнего берега, свидетельствует, что участники сформированной артели до начала промысла приходили все вместе в церковь, чтобы помолиться и взять благословение на свой труд у священника: «В ка кой-либо день января месяца, начиная с Крещенья, или же в начале февраля, обыкновенно 2-го, на Сретенье, вся артель отправляется в церковь, служить молебен Божьей Матери, преподобным Зосиме и Савватию, после молебна в церкви же выбирается староста, или “юровщик”, из наиболее опытных умных и расторопных членов, ко- Шергин Б. В. О тцово знанье. Поморские были и сказания. М. 2014. С. 339. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz