Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Павел Викторович Федоров Соловецкий монастырь и Трифоно-Печенгский монастырь. Почему же Север? Мне кажется, что в этом факте слышны отзвуки деятельности преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры. Живший в XIV веке преподобный Сергий смог распространить своих учеников по значительной территории Руси, где были основаны новые монастыри. Но особое значение эта деятельность преподобного Сергия имела для областей Русского Севера, которые еще только ко­ лонизировались православным населением. Вот почему некоторые ис­ следователи говорят о появлении «Северной Фиваиды» преподобного Сергия Радонежского на территории современной Вологодской об­ ласти. Этот северный духовный вектор не закончился на Вологодской земле, а уже с другими токами и другими силовыми линиями распро­ странился дальше на Север и на Крайний Север, где возникли Соло­ вецкий и Трифоно-Печенгский монастыри. О косвенной связи Севера с традицией преподобного Сергия Радонежского говорит факт присво­ ения многим храмам и монастырям имени Святой Троицы Проект Патриаршей области 1918 года показывает, что для этого периода Крайний Север кажется не таким уж и «крайним», раз его области перечисляются в одном ряду с такими исконными, первостепен­ ными русскими святынями как Московский Кремль и Троице-Сергиева Лавра. Духовное значение Севера с веками лишь возрастало. Хотелось бы, чтобы этот фундамент продолжал укрепляться в наши дни. 1 Митрофан (Баданин), епископ. Кольский Север в Средние века. Североморск - СПб, 2017. Т. 3. С. 37. 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz