Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Елена Софична Ульянова согласно которому «девицы ходят в церковь только в определенные большие праздники: Богоявления, во второй день Пасхи и 1 августа» Во время обозрения епархии в 1889 г. Преосвященным Израилем при церквах Спасской Мужевской Кадниковского уезда и Благовещенской Выской Устюжского уезда вновь были встречены «странные обыкно вения». Так, в первой прихожане приносили в церковь для помино вения сусло, а во второй - пригоняли к церкви в большом количестве скот на 6-е августа и здесь же его убивали. Часть мяса съедалась в тот же день хозяевами, а остальная жертвовалась церкви (здесь же отмечал, что в 1888 году было пригнано коров и быков 53 и овец 35). Отчеты епископа Израиля о своих поездках по епархии ежегодно пополнялись новыми колоритными обычаями прихожан в различных уездах. В 1892 г. Преосвященный отмечал, что в народе в некоторых уездах епархии существует предубеждение против таинства елеосвя щения, из-за которого некоторые стараются всячески избегать его, по лагая, что как только над больным будет совершено таинство, больной обязательно должен будет умереть. Также владыка отмечал, что в первом благочинническом округе Вельского уезда существует суеверный обычай не давать взаймы в первый день нового года и Великий Четверг, а также стремление похитить в эти дни со скотного двора соседей часть навоза, чтобы у похитителя был лучше и здоровее скот. Таким образом, инспекционные поездки главы епархий должны были совершать ежегодно. Вологодские преосвященные, управлявшие епархией в рассматриваемый период, старались за годы своего пребывания на Во логодской кафедре посетить все уезды епархии. Некоторым это удава лось. Как правило, поездки совершались летом и длились в среднем от двух недель до полутора месяцев. В таких поездках преосвященные получали необходимые сведения для ежегодных отчетов в Синод. Вместе с тем, важность визитаций не ограничивается одной контрольно-управленческой функцией. Личные визиты правящего архиерея несли огромное религиозно-нравственное значение для паствы. Приезд владыки становился неординарным, вол нительным и запоминающимся событием для прихожан и священнослу жителей. Именно в этих визитах с наибольшей силой реализовывалось то апостольское служение епископа, которое изначально вменялось ему с первых веков христианства. 1 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1066. Л. 5 об. 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz