Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Обозрения Вологодской епархии правящими архиереями в конце XIX - начале XX вв. приглашения с требой, иногда это была фикция, и отец благочинный по­ нимал, в чем тут дело. В это время ошибившийся слабый человек то умы­ вался, то ел крупу, чтобы не пахло от него водкой, то, безнадежно махнув рукой, уходил в поле и ложился там почему-то в рожь. Но справедливость требует заметить, что последнее обстоятельство имело место очень редко и являлось исключительным, почему отец благочинный и докладывал епи­ скопу об отсутствующем как о заболевшем или увезенном с требой. Но вот начатый с минуты прибытия у церкви отца благочинного благовест на колокольне прекратился и начался звон «во вся». Это значит, что с коло­ кольни увидели карету Преосвященного. Духовенство вышло вне храма с крестом, св. водою, с кадилами и подсвечниками на встречу Владыки, которая вообще и тогда происходила так же, как бывает она и ныне» '. Епископ Израиль (Никулицкий) отмечал, что нравственное состояние пасомых есть «предмет главнейшей заботы», и поэтому требует преиму­ щественного внимания с его стороны’. Во время своих поездок он много времени уделял общению с прихожанами: «Вступал с поселянами в раз­ говор о местных их религиозных обычаях, и узнал, что они часто дер­ жатся обычаев непохвальных, и прямо вредных» 3. Так, например, в отчете о состоянии епархии за 1884 г. Преосвя­ щенный Израиль отмечал, что в некоторых местностях понедельник первой недели Великого поста проводится в веселии, как и дни масле­ ничные; некоторые исповедываются и приобщаются Святых Таин не ежегодно; новобрачные, большей частью в первый год после брака, не приобщаются Святых Таин; по отношению к хождению в церковь бы­ вают деления между полами, а именно: в одни праздники ходят в цер­ ковь одни мужчины, в другие - одни женщины; по местам новобрачные провожаются из церкви в венцах до дома, находящегося в том же селе, и даже до дома, находящегося в деревне, отстоящей от села в нескольких верстах4. А во время обозрения епархии в 1885 г. в приходах II благочиния Сольвычегодского уезда Преосвященным Израилем был замечен обычай, Попов Д., протоиерей. Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Воло­ годской епархии / протоиерей А. Попов. Вологда: Типография Губернского правления, 1913г. URL: https:/ / www.booksite.ru/ fulltext, p ri/c h e/tn ic s o n /1.htm (дата обращения: 13.10.2019). Текст: элек­ тронный. : РГИА.Ф. “9 6 .0 i 1.442. Д. 1120. Л. 4 об. 3 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1016. Л. 6. 4 РГ11А. Ф. 796. Он. 442. Д. 1016. А. 6, Л. 6 об. 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz