Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Бытование епитимийной практики в XVIII - начале XIX вв. на территории Европейского Севера России_______________ стей, а определенные для исповеди священники не оставят их, и к мо­ литве, и в праздничные и в воскресные дни возбуждать, и по прошествии каждого поста присылать о исповеди... ведомости, а в месячных ведомо­ стях показывать и о их раскаянии» ‘. Подобные указы выходили неодно­ кратно на протяжении двух столетий:. В «Правилах для нравственного и религиозного назидания преступ­ ников, пересылаемых в Сибирь», полученных, например, Шенкурским духовным правлением в 1842 году уже более подробно раскрыва­ лись методы, какими должен был пользоваться священник при работе с преступниками. Постоянно подчеркивалось, что беседовать нужно «с христианской любовью, простотою и снисхождением и тщательно остерегаться, чтобы не говорить уничижительно и оскорбительно. Низко преступление, а человек достоин сострадания»3. Предписывалось использовать любую возможность для беседы, пропо­ веди, увещевания, молитвы. Основной темой евангельских чтений было покаяние. Священнику выдавался список текстов, на которых надо было останавливаться подробнее: «От Луки, запало 79, о блудном сыне ; от Луки, о грешнице, помазавшей миром ноги Господа; от Луки 89, о мытаре и фарисее; от Матфея 106, о Страшном Суде ; от Луки 111, о разбой­ нике, покаявшемся на кресте» 4. Эти правила были размножены и разо­ сланы во все церкви по тракту для руководства священников на случай прихода преступников5. Развитие епитимийной практики в XVIII-XIX веках все более наце­ ливало ее на осознание греха, углубление раскаяния, а также на возвра­ щение согрешившему доброй репутации. Отказываясь от «монастырских трудов» в епитимийной практике, церковное руководство руководство­ валось мыслью о том, что в повседневной жизни она отвлекает крестьян от сельскохозяйственных работ и осложняет жизнь домочадцев, остав­ шихся дома. Все три группы «грешников», находящихся в юрисдикции Церкви к концу XVIII в., имели свои гендерные особенности. К лицам, не являв­ Там же. С. 218. Полное собрание законов Российской империи. (Собрание 1-е. С 1649 по 1825 гг.) СПб., 1830. Т. XVI. № 12227; Т. XVII. № 12312; Т. XX. № 14579. Государственный архив Архангельской области. Фонд 359 Шенкурское духовное правле­ ние. Оп. 3. Д. 235. Л. 3. Там же. Оп. 3. Д. 235. Л. 3, об. Там же. Оп. 3. Д. 235. Л. 1, об. 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz