Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Бытование епитимийной практики в XVIII - начале XIX вв. на территории Европейского Севера России_______________ стей, а определенные для исповеди священники не оставят их, и к мо литве, и в праздничные и в воскресные дни возбуждать, и по прошествии каждого поста присылать о исповеди... ведомости, а в месячных ведомо стях показывать и о их раскаянии» ‘. Подобные указы выходили неодно кратно на протяжении двух столетий:. В «Правилах для нравственного и религиозного назидания преступ ников, пересылаемых в Сибирь», полученных, например, Шенкурским духовным правлением в 1842 году уже более подробно раскрыва лись методы, какими должен был пользоваться священник при работе с преступниками. Постоянно подчеркивалось, что беседовать нужно «с христианской любовью, простотою и снисхождением и тщательно остерегаться, чтобы не говорить уничижительно и оскорбительно. Низко преступление, а человек достоин сострадания»3. Предписывалось использовать любую возможность для беседы, пропо веди, увещевания, молитвы. Основной темой евангельских чтений было покаяние. Священнику выдавался список текстов, на которых надо было останавливаться подробнее: «От Луки, запало 79, о блудном сыне ; от Луки, о грешнице, помазавшей миром ноги Господа; от Луки 89, о мытаре и фарисее; от Матфея 106, о Страшном Суде ; от Луки 111, о разбой нике, покаявшемся на кресте» 4. Эти правила были размножены и разо сланы во все церкви по тракту для руководства священников на случай прихода преступников5. Развитие епитимийной практики в XVIII-XIX веках все более наце ливало ее на осознание греха, углубление раскаяния, а также на возвра щение согрешившему доброй репутации. Отказываясь от «монастырских трудов» в епитимийной практике, церковное руководство руководство валось мыслью о том, что в повседневной жизни она отвлекает крестьян от сельскохозяйственных работ и осложняет жизнь домочадцев, остав шихся дома. Все три группы «грешников», находящихся в юрисдикции Церкви к концу XVIII в., имели свои гендерные особенности. К лицам, не являв Там же. С. 218. Полное собрание законов Российской империи. (Собрание 1-е. С 1649 по 1825 гг.) СПб., 1830. Т. XVI. № 12227; Т. XVII. № 12312; Т. XX. № 14579. Государственный архив Архангельской области. Фонд 359 Шенкурское духовное правле ние. Оп. 3. Д. 235. Л. 3. Там же. Оп. 3. Д. 235. Л. 3, об. Там же. Оп. 3. Д. 235. Л. 1, об. 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz