Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Надежда Викторовна Алексеева в два воскресенья грядущего Великого поста, в день Великого канона и Лазареву субботу - в четырех разных церквях. Церковным властям предписано было за сутки оповещать жителей города о месте и часе, когда «сии злодеи исповедывать будут всенародно свое покаяние». Самих же убийц «одеть в посконные свиты, с распущенными волосами, босых и в оковах, дав им в руки зажженные восковые свечи и приставив к ним к каждому по священнику» вести через весь город к месту по каяния под охраной «тем обычно порядком, как осужденные водимы бывают на смертную казнь». После приведения к притвору, прочитать манифест и поставить обоих на колени у его дверей для того, чтобы ви новные каждого входящего в церковь просили о молитве за себя. То же повторить по окончании службы. После чего надлежало отправить Алексея Жукова в Соловецкий монастырь, а Варвару - в Долмацкий То больской епархии, для отбывания двадцатилетнего срока заключения в тюрьмах этих монастырей, с исполнением всего вышесказанного'. По отношению к совершившим уголовное преступление, как со сто роны церковных властей, так и со стороны государства, прослежива ется констатация «христианской заботы о спасении их душ». По этому поводу еще во второй половине XVIII века был разработан ряд мер. В указах по православному ведомству от 16 августа 1764 года «О б опре делении ученых священников для увещевания преступников и об озна чении в ведомостях, посылаемых в экспедицию о колодниках, были ли колодники на исповеди и где именно» 2 и от 17 января 1765 года « Об увещевании и исповедании колодников и обозначении в присылаемых ведомостях сколько в какой пост исповедано» 3 говорилось о необходи мости направления в присутственные места ученых священников для уве щевания колодников к исповеди. Кроме этого, доводилось до сведения заключенных, что искреннее покаяние и признание избавит их от ис тязаний и пыток. Священники должны знать, были ли заключенные до поимки на исповеди, когда и где именно. В их же обязанности входило следить, чтобы осужденные исповедовались в каждый из четырех постов и «не чинить препятствий», если кто сам пожелает исповедаться, осо бенно в болезни. Заключение гласило: « ... Оное не на одно нынешнее время, но и на всегдашнее впредь служить иметь для раскаяния их сове Полное собрание законов Российской империи. (Собрание 2-е. С 1825-1881 гг.) СПб., 1883. С. 346-350. 2 Там же. С. 242-243. Там же. С. 218. 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz