Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Бытование епитимийной практики в XV1I1 - начале XIX вв. на территории Европейского Севера России_______________ например, при несчастных случаях во время сельскохозяйственных работ или в быту, церковные власти ограничивали эти работы несколькими ме­ сяцами За покушение на самоубийство чаще всего решение о наложении епитимии передавалось на усмотрение местному священнику2. Епитимия за недоказанное детоубийство, аборт, рождение незаконного ребенка опре­ делялась по примеру «блудных» дел3. Надо сказать, что вопрос об абортах был достаточно актуален в цер­ ковной исповеди. По исследованиям Н. Л. Пушкаревой, уже в XVII веке «за сугубо интимным решением и действиями женщин пристрастно на­ блюдал глаз “отца духовного”, каравшего за все, что “чрез естества со­ вершено быша”, как за детоубийство ( “аще зарод еще” - 5 лет епитимии, “аще образ есть” - 7 лет, “аще живое” - 15 лет)». Одним из основных во­ просов духовников был: «Сколько убили в себе детей?». О случаях безразличного отношения мужей к здоровью беременных жен свидетельствуют епитимии, которые налагались на них, если выки­ дыши их жен были связаны с побоями домашних: «аще муж, риняся пьян на жену, дитя выверже». Подобные случаи избавления от ребенка для женщин наказуемыми не были4. Предумышленные убийство и разбой карались публичным покаянием в очень жесткой форме. Одно из них красноречиво представлено в мани­ фесте от 24 марта 1765 года о примерном наказании за убийство матери и сестры преступников Жуковых. Объясняя причину наложения на вино­ вных публичного покаяния, в документе, в частности, говорится: «... по истинному христианству прежде всего пеклись они (монархи христиан­ ские) о соблюдении душ погибающих от вечной муки, потому что цер­ ковь Божья, по слову евангельскому и апостольским поучениям и по силе правил святых, ожидает истинного обращения веры Христовой и пря­ мого покаяния от самых злодеев отчаянных и вовсе закона отпадших» \ Сама процедура покаяния должна была совершиться четыре раза: Государственный архив Архангельской области. Фонд 29 - Архангельская духовная конси­ стория. Оп. 3. Т. 8. Д. 32. Л. 5. Д. 27. Л. 3. Государственный архив Архангельской области. Ф 011 д 29 - Архангельская духовная конси­ стория. Оп. 3. Д. 125. Л. 2 ,4 об. Государственный архив Архангельской области. Фонд 361 - Холмогорское духовное прав­ ление. Оп. 3. Д.376.А . 1 ,1об.Оп.4. Д. 189.Л.2, об. Пушкарева Н. Л. Мать и материнство на Руси (X-XVII вв.) / / Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 309. Полное собрание законов Российской империи. (Собрание 2-е. С 1825-1881 гг.) СПб., 1883. С. 346. 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz