Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Надежда Викторовна Алексеева пружества не пострадало невинно с семейством» В другом случае, если открывалась какая-либо тяжелая болезнь, то наказуемый освобождался от епитимии до полного выздоровления и только потом выполнял ее до конца. Если же болезнь имела затяжной характер и не давала возмож ности выполнять монастырские труды, епитимия исполнялась по месту жительства под наблюдением местного священника2. Священникам пред писано было ставить епитимейщиков на колени публично в самой церкви или в притворе в то время, когда собирался народ в церкви3. Кроме случаев «показания достойных трудов искреннего раскаяния» епитимия могла быть сокращена и тогда, когда расследование по дан ному делу слишком затягивалось, и виновные долгое время находились в заключении. Здесь время епитимии сокращалось вполовину, то есть полгода - в монастырях и три - таким же образом - в местной церкви4. Мы можем только догадываться, какие чувства переживали при ис полнении такого наказания виновные. Надо думать, что подобные меры были гораздо действеннее физического воздействия. Третью группу составляли дела, присылаемые из светских судов. Вы полнение епитимий было обязательно для провинившихся, и за этим строго следили как церковные, так и государственные власти, что свиде тельствует из рапортов, присылаемых с мест отбывания наказаний. На протяжении двух веков практика наложения епитимий и их ис полнения, сложившаяся задолго до изучаемого периода, практически не менялась. Посты, поклоны, молитвы, публичное покаяние встречаются в «Делах о наложении епитимий» на протяжении двух столетий прак тически в одних и тех же формулировках. В зависимости от тяжести наказания продолжительность епитимии ко лебалась от одного года до двадцати лет. Если приговор не предусматривал тюремное заключение или каторгу, то сюда включались, чаще всего, мона стырские работы сроком от нескольких месяцев до пяти л ет5. Или те же монастырские работы на протяжении всего срока заключения, если на казание отбывалось в тюрьмах при монастырях. За ненамеренное убий ство виновные ссылались в монастыри сроком до пяти лет, а иногда, как 1 Там же. Оп. 4. Д. 126. Л. 1, об. Там же. Оп. 5. Д. 99. Л. 1. Там же. Оп. 3. Д. 856. Л. 1. 4 Там же. Оп. 4. Д. 126. Л. 1, об. Государственный архив Архангельской области. Фонд 361 - Холмогорское духовное прав ление. Оп. 5. Д. 4. Л. 2, 2 об. 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz