Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Надежда Викторовна Алексеева пружества не пострадало невинно с семейством» В другом случае, если открывалась какая-либо тяжелая болезнь, то наказуемый освобождался от епитимии до полного выздоровления и только потом выполнял ее до конца. Если же болезнь имела затяжной характер и не давала возмож­ ности выполнять монастырские труды, епитимия исполнялась по месту жительства под наблюдением местного священника2. Священникам пред­ писано было ставить епитимейщиков на колени публично в самой церкви или в притворе в то время, когда собирался народ в церкви3. Кроме случаев «показания достойных трудов искреннего раскаяния» епитимия могла быть сокращена и тогда, когда расследование по дан­ ному делу слишком затягивалось, и виновные долгое время находились в заключении. Здесь время епитимии сокращалось вполовину, то есть полгода - в монастырях и три - таким же образом - в местной церкви4. Мы можем только догадываться, какие чувства переживали при ис­ полнении такого наказания виновные. Надо думать, что подобные меры были гораздо действеннее физического воздействия. Третью группу составляли дела, присылаемые из светских судов. Вы­ полнение епитимий было обязательно для провинившихся, и за этим строго следили как церковные, так и государственные власти, что свиде­ тельствует из рапортов, присылаемых с мест отбывания наказаний. На протяжении двух веков практика наложения епитимий и их ис­ полнения, сложившаяся задолго до изучаемого периода, практически не менялась. Посты, поклоны, молитвы, публичное покаяние встречаются в «Делах о наложении епитимий» на протяжении двух столетий прак­ тически в одних и тех же формулировках. В зависимости от тяжести наказания продолжительность епитимии ко­ лебалась от одного года до двадцати лет. Если приговор не предусматривал тюремное заключение или каторгу, то сюда включались, чаще всего, мона­ стырские работы сроком от нескольких месяцев до пяти л ет5. Или те же монастырские работы на протяжении всего срока заключения, если на­ казание отбывалось в тюрьмах при монастырях. За ненамеренное убий­ ство виновные ссылались в монастыри сроком до пяти лет, а иногда, как 1 Там же. Оп. 4. Д. 126. Л. 1, об. Там же. Оп. 5. Д. 99. Л. 1. Там же. Оп. 3. Д. 856. Л. 1. 4 Там же. Оп. 4. Д. 126. Л. 1, об. Государственный архив Архангельской области. Фонд 361 - Холмогорское духовное прав­ ление. Оп. 5. Д. 4. Л. 2, 2 об. 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz