Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Бытование епитимийной практики в XVIII начале XIX вв. на территории Европейского Севера России_______________ личивался, однако ее содержание не менялось. Эти дела можно условно отнести ко второй группе проступков, наказание за которые остава лось в ведении Церкви. Дела о прелюбодеяниях по тяжести налагаемой епитимии прирав нивались к тяжким уголовным преступлениям, которые наказывались тюремным заключением. В этих случаях тюремное заключение не сле довало, за исключением того времени, когда виновные находились под следствием. По распоряжению епископа Архангельского и Холмогор ского от 1 февраля 1832 года за №153, на основании 20 правила по местного Анкирского собора, виновным в блуде должна была назначена семилетняя церковная епитимия, которую они должны были испол нять один год в монастыре, находящемся недалеко от места жительства. «Н а всякий день, кроме Воскресных, праздничных и Высокоторже ственных дней, полагать по 30 великих поклонов, произнося молитву мытаря: Боже! Милостив буди мне грешному! ... в свободное же от слу жения время заниматься монастырскими работами, за что их и кормить в монастырях, исповедываться во все посты, но Святым Тайнам не при общаться, кроме тяжкой болезни, от которой бы могла жизнь их быть в опасности». Впрочем, оговаривалось, что «ежели виновные будут оказывать достойные труды покаяния, то, на основании правил Василия Великого, 74, 84 и 102 VI Вселенского собора и Указа Святейшего пра вительствующего Синода, о том репортовать Епархиальному Архиерею для получения в разрешение указа сподобить Святых Тайн и ранее того времени». Остальное время - шесть лет - епитимия исполнялась дома под наблюдением своего приходского священника таким же образом, как было описано выше'. В иных случаях вместо чтения молитвы мытаря предписывалось за каждым великим поклоном произносить два стиха из седьмой молитвы Иоанна Златоуста (из вечерних): «Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих» 2. При всей строгости подхода к наказанию всегда учитывалось се мейное положение и здоровье виновных. Для семейных монастырская часть епитимии снималась и переносилась домой, «дабы другое лицо су- Там же. Оп. 4. Д . 126. Л. 1, 1об. Государственный архив Архангельской области. Фонд 361 - Холмогорское духовное прав ление. Он. 5. Д. I I 0. Л. 4. 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz