Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Надежда Викторовна Алексеева о чем в... духовное правление к исполнению послать указ...» ‘. В начале XIX века из епитимий за неявку к исповеди исчезает такое определение, как «монастырские труды». Формулировка в делах о наказании «небы- тейщиков» несколько меняется: «назначить ходить в свою приходскую церковь к церковным службам каждого дня по семи дней за каждый год небытия у исповеди и святого причастия... Полагать при том за каждую службу по 10 (25) земных поклонов сверх обыкновенных по службе цер ковной...» 2. За повторную неявку следовало принуждение к выполнению через земский суд. И, судя по документам, провинившихся перестали от правлять для вынесения епитимии непосредственно в консисторию, ре шение оставлялось на усмотрение местного священника. Тон официальных документов также меняется: указом от 16 июля 1833 года епископу Архангельскому и Холмогорскому предписывалось: «1... чтобы употребляли неослабное пастырское внимание к попечению, дабы не бывающим на исповеди или по исповеди произвольно уклоняю щимся от причастия Святых Тайн через приходское духовенство все мерно внушаема была духовная потребность, важность и благотворность употребления того и другого Таинства; 2 ... чтобы с сею целью, осо бенно в тех приходах, где уклоняющихся от исповеди и Святого При частия много, пред начатием и по начатии Великого Поста предлагали в Церквах чтения из книг святых отцов или произносимы были поу чения, приспособленные к понятиям народа...»3. Ежедневное посещение церковных служб от двух недель до трех ме сяцев - это одна из самых распространенных в XIX веке епитимий для нерадивых прихожан, но встречаются и более длительные по срокам: крестьянину Дмитрию Иванову Танашеву - жителю Архангельской гу бернии - за «блуд и небытие на исповеди и Святого Причастия» 16 лет назначалась семилетняя публичная церковная епитимия, «которую и велеть ему исполнить через полгода в Архангельском третьеклассном монастыре под наблюдением настоятеля с братиею... остальные шесть с половиною на месте жительства...» 4. Но здесь к долговременной не явке на исповедь присоединяется блуд, за который срок епитимии уве- Государственный архив Архангельской области. Фонд 361 - Холмогорское духовное прав ление. Оп. 3. Д. 24. Л. 1, об. Там же. Оп. 3. Д. 108. Л. 1,1 об. Там же. Оп. 3. Д. 880. Л. 1. Государственный архив Архангельской области. Фонд 361 - Холмогорское духовное прав ление. Оп. 10. Д. 114. А. 1. 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz