Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Бытование епитимийной практики в XV1I1 - начале XIX вв. на территории Европейского Севера России_______________ Специально вопрос о системе церковных епитимий не изучался. Однако он рассматривался в рамках исследований по истории Русской православной церкви, церковных служб и историко-антропологиче ских работ по религиозной повседневности православного населения России данного периода в работах С. И. Смирнова ‘, А. И. Клибанова2, И. М. Концевича 3, Г. П. Федотова 4, М. М. Громыко 5, Т. А. Бернштам 6, А. В. Камкина7 и др. Как известно, к 80-м годам XVIII столетия в юрисдикции Русской православной церкви осталось только наложение епитимий на уклоня ющихся от исповеди, виновных в прелюбодеянии и лиц, присылаемых светским судом. Основной заботой властей в случаях длительной неявки на исповедь было выявление раскольников. Если подозрения в раскольничестве не подтверждались, то провинившийся приговаривался к публичному пока янию в кафедральном соборе при консистории и отправке после этого «в монастырские труды» сроком от двух недель до трех месяцев. В мо настыре наказанный должен был посещать все службы, молиться, класть определенное количество великих поклонов и выполнять указанную на стоятелем черную работу. Настоятелю с братией вменялось в обязан ность духовное пастырство над каждым прибывшим в монастырь «с тем, чтобы наставить этого крестьянина на путь истинный, а потом испове довать и причастить» 8. Но и по возвращении поселянина домой при ходской священник должен был постоянно следить за его поведением и рапортовать в консисторию или духовное правление «и потом учи нить от наложенной эпитимии свободным с крепким подтверждением, чтоб он на будущее от христианского сего долга отнюдь не уклонялся, 1 Смирнов С. И. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока / / Богословский Вест ник. 1905; Он же. Древнее духовничество и его происхождение '/ Богословский Вестник. 1906; Он же. Древнерусский духовник. М., 1913. 2 Клибанов А. И. Духовная культура Средневековой Руси. М., 1994. 3 Концевич И. М. Стяжание Духа Святого на Путях Древней Руси. М., 1993. 4 Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1993. М., 1990. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1992. 6 Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX - нач. XX в. Этнографические очерки. А., 1983. КамкинА. В. Православная Церковь на Севере России. Вологда, 1992. 8 Государственный архив Вологодской области. Фонд 496 - Вологодская духовная консисто рия. Оп. 1.Д. 359. Л. 3 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz