Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Периодизация истории христианства на Кольском Севере мена, и указать способы с помощью труда, побеждать суровую северную природу» Исключительная роль в просвещении края принадлежит двум мужам государ ственного ума: царю Иоанну Грозному и святителю Макарию, митрополиту М о сковскому. Их целенаправленная работа дала великие плоды. Состоялось просве щение земель Великой Лапландии, крещение местных народов и, как результат, присое динение этих обширных территорий к Мо сковскому царству. Именно 30 -50 годы XVI века стали для Царь Иоанн Грозный. Портрет Кольского Севера временем решительных из Царского титулярника. „ т т г ' Г перемен в духовном устройстве края. На чиная с этого времени, XVI век становится наивысшей точкой в истории просвещения этих земель светом веры евангельской. Это время - самый яркий период в монастырской истории края. Время расцвета ярких де яний нашей Кольской троицы - преподобных Трифона Печенгского, Фе- одорита Кольского, Варлаама Керетского. Их трудами шесть иноческих обителей возникнут здесь на Крайнем Севере Европы в течение XVI века, но лишь две из них уцелели для последующих столетий. Никогда раньше не сохранила история этих земель столь активного монастырского строительства, и никогда позже не возгорят здесь столь яркие светильники веры и столь великие святые имена. Именно с установлением монаршей власти на Кольском Севере уста новился порядок и законность. В инструкции Василия III, касающейся порядка сбора дани в Лапландии, неоднократно оговариваются меры по недопущению беззаконий и произвола в отношении лопарского народа. «Я, всемогущий Царь, Великий князь всех русских, милостиво повелел моим л оп арям ...» , и далее следовали «Привилегии Великого князя, пожалованные им диким лопарям с морского берега Норвегии» 2. Не изменным завершением всех текстов было строгое государево предупре ждение: «Если кто-либо там будет притеснять моих лопарей и поступать 1 Огородников С. Ф. Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. СП б, 1890. С. 16. Грамоты великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле / / Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XXVI. СП б, 1998. С. 129. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz