Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Евангелическо-лютеранский приход Мурманского берега потенциально пригодные для колонизации уже в начале 1860-х годов. Официально в полосу колонизации они были включены в ходе работ Мурманского транспортно-колонизационного и промышленного ком­ бината в 1920-х годах. Одной из причин опасений, которые испытывали русские власти и об­ щество в связи с переселением на Мурман финляндцев и норвежцев, была возможность массового «совращения в лютеранство» местного православного населения, особенно саамов и карел. К 1889 году на за­ падном Мурмане было два православных прихода - Печенгский и Паз- рецкий, возрождался Печенгский монастырь. Могли ли они не заметить подобную деятельность? В отчетах приходского духовенства сообщается лишь о том, что лютеране живут отдельно от православных и никакого влияния на них не оказывают. Не встречается подобная информация и в документах светских властей. В метрических книгах лютеранского прихода есть единственное упоминание «принят в лютеранство» в отно­ шении Ивана Тимофеевича Архипова. Он был представителем большой семьи Архиповых из Мотки, все члены которой исповедовали лютеран­ ство. Также можно упомянуть семью Лежевых (Лесонен). Все они отно­ сились к карелам-лютеранам, происходившим из беломорской Карелии. Стоит отметить, что фактически речь шла не столько о религиозной, сколько о политической экспансии - т.н. «панфинской пропаганде» ‘. Впрочем случаи перехода из одного исповедания в другое были, и бес­ покойство было взаимным. В 1882 году колонист Авраам Арпела го­ ворил А. Эрвасти, что если правительство Финляндии не предпримет мер, то Ура-губа постепенно станет православной2. Переходы лютеран в православное исповедание также имели место: в 1911 году в право­ славие крестились сыновья колониста из Печенги Генриха Карьялай- нена - Исаак Арвид и Матвей, в 1912 году - колонист из Лавны Оскар Альбинус Ранта3. Существенной проблемой для верующих было отсутствие культо­ вого здания. Хотя русские власти не возражали против строительства 1 Ш урупова Е. А . Проблема «панфинской пропаганды» в православной Карелиии в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Архангельских губернских ведомостей) / / Правосла­ вие в Карелии: (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов) / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск, 2003. С. 54-60 . : E rvasti A . W. Suomalaiset jaameren rannalla. Matkamuistelm ia. W ickstrom , Oulu, 1884. Suomalaisten siirtokuntain tila ryssan rannalla. ГАМО. Ф. И-20. On. 1. Д. 139. A. 25". 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz