Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Евангелическо-лютеранский приход Мурманского берега Шервана (Червяной губы), Вайда-губы и Ура-губы, «касающиеся па губной торговли ромом, производимой в помянутых поселениях в зна чительных размерах и грозящий поселенцам совершенным разорением». Торговлю предлагалось полностью запретить В 1874 году тот же пастор Таувон обратился к архангельскому губернатору от имени коло нистов Земляной губы Ханса Ваарала и Иоганна Эрвасти. Последние жаловались на «насилие, учиненное в Мотовской губе 13 русскими ло парями под предводительством купца И. Хипагина (причем он выдавал себя за полицейского чиновника), через что они лишились не только до вольно большого кита, которого они обнаружили недалеко от жилища Ваарала, железной цепи, троса и прибыли от работы по разделке кита» 2. Значительный интерес представляет собой состав Мурманского прихода. Большая часть переселенцев лютеранского исповедания про исходила из северных губерний Великого княжества Финляндского. Од нако этим регионом место их выхода не ограничивалось: в приходских книгах упомянуты практически все провинции Финляндии, а также губернии Норвегии (Финнмарк, Трумс, Нурлан, Тренделаг, Мере-о- Румсдал, Упланн, Акерхус, Эстфолл и Вестфолл) и Швеции (Норботтен, Вестерботтен, Сконе). Среди колонистов были уроженцы российских прибалтийских губерний: жена колониста Торос-острова Карла Хан сена - Анетта Паулина Донер - была уроженкой Ревеля (Таллина), там же был заключен их брак. Семья капитана Густава Дзениса и Сельмы Кальнинш приехала на Мурман из Латвии, их дети родились и были крещены в Териберке. Эдуард Ульпе приехал из Уббенорма (Умурги) в Латвии. По социальному статусу большая часть членов евангелическо-лю- теранского прихода относилась к сословию сельских обывателей, но к разным его группам. В частности, те, кто поселился вне полосы, от веденной под колонизацию - в Чалмозере и к югу от Колы, являлись крестьянами Кольско-Лопарской волости. Среди жителей колоний вы делялись колонисты и самовольные переселенцы, последние могли ука зываться в документах как «рыбаки», «домовладельцы», «работники» и т. п. Продолжала использоваться категория «бобыль», хотя не вполне ясно, что имелось в виду. Некоторые проживали одиноко и были запи 1 ГААО. Ф. 71. On. 1. Т. 1. Д. 172. Л. 7 8 -7 9 об., 83. Колонистам явно было неизвестно, что по местному обычаю киты, выбрасывавшиеся на берег М отовской губы, считались собственно стью мотовских лопарей, которые обычно продавали их кольским купцам. 2 ГААО. Ф. 71. On. 1. Т. 1. Д. 1“ 2. Л. 375 -375 об. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz