Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Евангелическо-лютеранский приход Мурманского берега Шервана (Червяной губы), Вайда-губы и Ура-губы, «касающиеся па­ губной торговли ромом, производимой в помянутых поселениях в зна­ чительных размерах и грозящий поселенцам совершенным разорением». Торговлю предлагалось полностью запретить В 1874 году тот же пастор Таувон обратился к архангельскому губернатору от имени коло­ нистов Земляной губы Ханса Ваарала и Иоганна Эрвасти. Последние жаловались на «насилие, учиненное в Мотовской губе 13 русскими ло­ парями под предводительством купца И. Хипагина (причем он выдавал себя за полицейского чиновника), через что они лишились не только до­ вольно большого кита, которого они обнаружили недалеко от жилища Ваарала, железной цепи, троса и прибыли от работы по разделке кита» 2. Значительный интерес представляет собой состав Мурманского прихода. Большая часть переселенцев лютеранского исповедания про­ исходила из северных губерний Великого княжества Финляндского. Од­ нако этим регионом место их выхода не ограничивалось: в приходских книгах упомянуты практически все провинции Финляндии, а также губернии Норвегии (Финнмарк, Трумс, Нурлан, Тренделаг, Мере-о- Румсдал, Упланн, Акерхус, Эстфолл и Вестфолл) и Швеции (Норботтен, Вестерботтен, Сконе). Среди колонистов были уроженцы российских прибалтийских губерний: жена колониста Торос-острова Карла Хан­ сена - Анетта Паулина Донер - была уроженкой Ревеля (Таллина), там же был заключен их брак. Семья капитана Густава Дзениса и Сельмы Кальнинш приехала на Мурман из Латвии, их дети родились и были крещены в Териберке. Эдуард Ульпе приехал из Уббенорма (Умурги) в Латвии. По социальному статусу большая часть членов евангелическо-лю- теранского прихода относилась к сословию сельских обывателей, но к разным его группам. В частности, те, кто поселился вне полосы, от­ веденной под колонизацию - в Чалмозере и к югу от Колы, являлись крестьянами Кольско-Лопарской волости. Среди жителей колоний вы­ делялись колонисты и самовольные переселенцы, последние могли ука­ зываться в документах как «рыбаки», «домовладельцы», «работники» и т. п. Продолжала использоваться категория «бобыль», хотя не вполне ясно, что имелось в виду. Некоторые проживали одиноко и были запи­ 1 ГААО. Ф. 71. On. 1. Т. 1. Д. 172. Л. 7 8 -7 9 об., 83. Колонистам явно было неизвестно, что по местному обычаю киты, выбрасывавшиеся на берег М отовской губы, считались собственно­ стью мотовских лопарей, которые обычно продавали их кольским купцам. 2 ГААО. Ф. 71. On. 1. Т. 1. Д. 1“ 2. Л. 375 -375 об. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz