Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Евангелическо-лютеранский приход Мурманского берега Согласно лютеранскому церковному распорядку, детей следовало крестить вскоре после рождения, по возможности в общине, на бого­ служении, посвященном крещению, или на воскресном богослужении. Впрочем, если жизнь ребенка находилась в опасности, крестить его мог любой христианин желательно в присутствии свидетелей. В ка­ ждой колонии или группе колоний существовал круг людей (мужчин и женщин), способных провести обряд. О подобном экстренном кре­ щении следовало как можно скорее известить пастора, чтобы он его утвердил. В условиях Мурмана исключения были скорее правилом. Крещения проходили в доме родителей, свидетели задним числом назначались крестными. Утверждение могло состояться через не­ сколько лет, нередко встречается запись «ум ер до утверждения». Как правило, требовалось присутствие двух-трех крестных, однако в документах мурманского прихода их редко бывает меньше четырех. При этом если крестили детей, родившихся в один день, «н абор» крестных у них был разным и почти никогда не пересекался. В от­ личие от православной церкви, члены других христианских церквей и объединений могли быть крестными, однако, по меньшей мере, один из крестных все-таки должен был принадлежать евангеличе­ ско-лютеранской церкви. На Мурмане это не было массовым явле­ нием, но среди крестных встречаются православные. Так, 18 января 1910 года Александра Хипагина стала крестной Матвея Валле из Малой Волоковой. 27 августа 1912 года она, уже вместе с мужем - Федором Чумичевым (записан как Шумшов), указана среди крестных Инги Мадвиг, также из Малой Волоковой. Среди восприемников встречаются уездный фельдшер Филипп Афанасьевич Рыжков с женой Гильмой Каролиной, промышленник и факторист Епимах Васильевич Могучий. Крестными становились, как правило, родственники, друзья и соседи. Важным для лютеран мероприятием была конфирмация. Учитывая национальный состав прихода, она проходила на финском языке, хотя в некоторых случаях имеются пометки «конфирмован по-норвежски». Венчание являлось не только религиозным актом, но и обеспечи­ вало детям законный статус. Все дети, рожденные вне брака, счи­ тались незаконнорожденными, даже если родители впоследствии венчались. В таком случае к имени ребенка добавлялось не отчество, а матроним - Кайзаевич, Бритаевич и т. п., он также получал фамилию матери. По возможности отец все же указывался, иногда он « заяв ­ 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz