Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Евангелическо-лютеранский приход Мурманского берега Согласно лютеранскому церковному распорядку, детей следовало крестить вскоре после рождения, по возможности в общине, на бого служении, посвященном крещению, или на воскресном богослужении. Впрочем, если жизнь ребенка находилась в опасности, крестить его мог любой христианин желательно в присутствии свидетелей. В ка ждой колонии или группе колоний существовал круг людей (мужчин и женщин), способных провести обряд. О подобном экстренном кре щении следовало как можно скорее известить пастора, чтобы он его утвердил. В условиях Мурмана исключения были скорее правилом. Крещения проходили в доме родителей, свидетели задним числом назначались крестными. Утверждение могло состояться через не сколько лет, нередко встречается запись «ум ер до утверждения». Как правило, требовалось присутствие двух-трех крестных, однако в документах мурманского прихода их редко бывает меньше четырех. При этом если крестили детей, родившихся в один день, «н абор» крестных у них был разным и почти никогда не пересекался. В от личие от православной церкви, члены других христианских церквей и объединений могли быть крестными, однако, по меньшей мере, один из крестных все-таки должен был принадлежать евангеличе ско-лютеранской церкви. На Мурмане это не было массовым явле нием, но среди крестных встречаются православные. Так, 18 января 1910 года Александра Хипагина стала крестной Матвея Валле из Малой Волоковой. 27 августа 1912 года она, уже вместе с мужем - Федором Чумичевым (записан как Шумшов), указана среди крестных Инги Мадвиг, также из Малой Волоковой. Среди восприемников встречаются уездный фельдшер Филипп Афанасьевич Рыжков с женой Гильмой Каролиной, промышленник и факторист Епимах Васильевич Могучий. Крестными становились, как правило, родственники, друзья и соседи. Важным для лютеран мероприятием была конфирмация. Учитывая национальный состав прихода, она проходила на финском языке, хотя в некоторых случаях имеются пометки «конфирмован по-норвежски». Венчание являлось не только религиозным актом, но и обеспечи вало детям законный статус. Все дети, рожденные вне брака, счи тались незаконнорожденными, даже если родители впоследствии венчались. В таком случае к имени ребенка добавлялось не отчество, а матроним - Кайзаевич, Бритаевич и т. п., он также получал фамилию матери. По возможности отец все же указывался, иногда он « заяв 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz