Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Митрополит Митрофан (Баданин) году подметил ливонский хроникер: «Рус­ ские короли, покоряя оружием какой-либо народ, обыкновенно заботятся не об обра­ щении его в христианскую веру, а о покор­ ности в смысле уплаты податей и денег» Оно и понятно, в случае крещения ино­ родцев, помимо неизбежных перемен нрав­ ственного характера в отношении к братьям по вере, в отличие от «поганьских», язы­ ческих народов, встает необходимость при­ нимать их под государственную защиту от царивших там беззакония и власти силы. Так что до появления Московских госу­ дарей проблемой крещения народа саами (лопарей или финнов) никто, ни со сто­ роны славянского Востока, ни со с то ­ роны скандинавского Запада, заниматься не хотел. Князья и конунги «справедливо» полагали, что христиани­ зация этих аборигенов Севера и приведение их в подданство станет препятствием для дальнейшей жесточайшей их эксплуатации, и будет как-то неловко «драть три шкуры» (в прямом и переносном смысле) с собратьев по вере. Реальные и плодотворные перемены в деле просвещения насту­ пили лишь с окончанием Новгородского владычества в Северном крае. Становление Великого княжества Московского и целенаправленные повеления царя Василия III откроют новый этап истории края, нач­ нется планомерная работа по просвещению лопарей, равно как и иных малых народностей Крайнего Севера. И надо отметить эту, никогда не прекращавшуюся в дальнейшем, неизменную заботу Государей Россий­ ских об этом малом северном народце. И в целом, как отмечают историки, « с падением Новгорода нача­ лось в Двинском крае, бывшем Заволочье, более прочное устройство, как в гражданском, так и в церковном отношениях. Орудием этой новой колонизации стала не грубая сила, а проповедь евангельская, которая мало-помалу сумела сплотить разрозненные враждою пле- 1 Генрих Л ат вийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С. А. Аннин­ ского. 2-е издание, М .-Д., 1938. С. 134. Просветители Кольского Севера. Деталь прориси из Ж ит ия прп. арлаама Керетского, автор 11. Куксенко, 2 0 0 9 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz