Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Рукописные книги, бытовавшие на территории Кольского полуострова (по материалам Отдела рукописей БАН) у жителей села. Как уже говорилось, экспедицией БАН и ИРАН в 1960 г. из Кандалакши было привезено несколько рукописей и книг, одна из ко­ торых - Златоуст недельный XVI в. был получен в дар от жительницы села Кандалакша Ирины Демьяновны Пушкаревой (Белом. 49). Тогда же была привезена Записная книжка крестьянина Кандалакши, содержащая записи бытового и метереологического характера (Белом. 48). Читательские записи сохранились на рукописях, бытовавших у насе­ ления, а также на книгах приходских церквей. Известно, что рукописные книги, содержащие тексты нравоучительного характера, выдавались по домам для прочтения. На рукописных книгах приходских церквей встре­ чаются записи жителей приходов, касающиеся факта прочтения и содер­ жания рукописи. На Алфавите духовном (Арханг. 1167) оставили записи о прочтении члены семейства Поповых. Записи датируются концом XVIII в. - XIX в. (до 1832 г.). Среди читательских записей можно встретить строки из покаянных стихов, пословицы и поговорки. Например, на Диоптре Фи­ липпа Пустынника (Арханг. Д. 518), возможно один из ее владельцев, кольский посадской человек, в одной из записей вспоминает строки из покаянного стиха: «Аще бы душе моя видела суету мира сего всошла бы на гору высоку, узрела бы гроб свой и рекла: прими ми гроб яко мати сына своего...» (л. 1), а в конце рукописи записывает пословицу: «Умнаго учити как мет пити, а безумнаго учити как из ветлого судна вода лити или не- обуздана коня водити» (л. 256 об.). Читатель певческой рукописи из Варзуги (Певч. 35) на разных листах выразил свое отношение к создателю рукописи в таких словах: «Сия книга старинная и очень изрядная и неизвестно никому про ей кто ей писал. Однако можно узнать поетому, что не худой был мастер писать, и не скучлив и веема к тому делу был рачителен, и оставил он себе имя в книге живота, а ему вечная память» (л. 217 об.). Небольшое количество выявленных рукописей, конечно, не может дать полного представления о рукописных книгах, бытовавших на территории Кольского полуострова. Основной материал по истории книжных собраний содержится в архивных документах, которые помо­ гают реконструировать книжные собрания монастырских и церковных библиотек. Для выявления книг бытовавших среди населения таким источником являются, прежде всего, записи на книгах. Однако нужно принимать во внимание тот факт, что книги меняли владельцев и места своего бытования. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz