Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Рукописные книги, бытовавшие на территории Кольского полуострова (по материалам Отдела рукописей БАН) у жителей села. Как уже говорилось, экспедицией БАН и ИРАН в 1960 г. из Кандалакши было привезено несколько рукописей и книг, одна из ко торых - Златоуст недельный XVI в. был получен в дар от жительницы села Кандалакша Ирины Демьяновны Пушкаревой (Белом. 49). Тогда же была привезена Записная книжка крестьянина Кандалакши, содержащая записи бытового и метереологического характера (Белом. 48). Читательские записи сохранились на рукописях, бытовавших у насе ления, а также на книгах приходских церквей. Известно, что рукописные книги, содержащие тексты нравоучительного характера, выдавались по домам для прочтения. На рукописных книгах приходских церквей встре чаются записи жителей приходов, касающиеся факта прочтения и содер жания рукописи. На Алфавите духовном (Арханг. 1167) оставили записи о прочтении члены семейства Поповых. Записи датируются концом XVIII в. - XIX в. (до 1832 г.). Среди читательских записей можно встретить строки из покаянных стихов, пословицы и поговорки. Например, на Диоптре Фи липпа Пустынника (Арханг. Д. 518), возможно один из ее владельцев, кольский посадской человек, в одной из записей вспоминает строки из покаянного стиха: «Аще бы душе моя видела суету мира сего всошла бы на гору высоку, узрела бы гроб свой и рекла: прими ми гроб яко мати сына своего...» (л. 1), а в конце рукописи записывает пословицу: «Умнаго учити как мет пити, а безумнаго учити как из ветлого судна вода лити или не- обуздана коня водити» (л. 256 об.). Читатель певческой рукописи из Варзуги (Певч. 35) на разных листах выразил свое отношение к создателю рукописи в таких словах: «Сия книга старинная и очень изрядная и неизвестно никому про ей кто ей писал. Однако можно узнать поетому, что не худой был мастер писать, и не скучлив и веема к тому делу был рачителен, и оставил он себе имя в книге живота, а ему вечная память» (л. 217 об.). Небольшое количество выявленных рукописей, конечно, не может дать полного представления о рукописных книгах, бытовавших на территории Кольского полуострова. Основной материал по истории книжных собраний содержится в архивных документах, которые помо гают реконструировать книжные собрания монастырских и церковных библиотек. Для выявления книг бытовавших среди населения таким источником являются, прежде всего, записи на книгах. Однако нужно принимать во внимание тот факт, что книги меняли владельцев и места своего бытования. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz