Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Людмила Борисовна Белова, Наталья Алексеевна Ефимова что во вкладной книге Кандалакшского монастыря не зафиксировано вкладов игумена Феодосия, хотя сам он неоднократно упоминается. Ипполиту коскошинцу принадлежала еще одна рукопись, находив­ шаяся ранее в Кандалакшском монастыре - Требник иноческий XVII в. (Арханг. С. 109). Владельческая запись монастыря также была стерта. Патерик скитский (РГБ. собр. Егорова № 580) в 1620/21 гг. положил в монастырь дьякон Ферапонт, будущий игумен монастыря. Рукопись для вклада он приобрел у священника Макария болдинца. Ряд книг, по сведениям вкладной книги, был в 1612 г. положен в монастырь священноиноком Ерофеем (слепым). Из этого вклада выявлена одна рукопись - Апостол XVI в. (РГБ. Тихонр. № 160). В записи на Апо­ столе (М. 1633 г.) из собрания старопечатных книг ГПНТБ СО АН (FK. I. 60) сказано, что книгу вложил в 1642 г. « в дом великой... Ко- куева монастыря священноинок Никита да сын его Карп Наумов сын». В это время в Кандалакшском монастыре был священноинок Никита, который упоминается как свидетель вкладов и вкладчик, но Апостол среди его вкладов не упоминается. Одна из выявленных рукописей, хранящаяся в Основном собрании Отдела рукописей БАН (21.6.11. Кормчая) была написана в 1706 г. ие­ ромонахом Кандалакшского монастыря Дионисием, пострижеником Ко- демской пустыни. Как сказано в записи, иеромонах Дионисий в миру служил в церкви Воскресения Христова в Чадромской волости ‘. Све­ дений о других монастырских писцах пока нет. Кормчая была приобре­ тена в Кандалакше в 1913 г. за 10 р. Кандалакшский монастырь, как и другие монастыри, иногда про­ давал книги, о чем сохранились сведения в документах и в записях на книгах. Так, две рукописные книги XVII в., согласно записям, были про­ даны из монастыря в 1644 г. в церковь Иоанна Предтечи в Кандалакше (МОМ ОФ 4425 ПИК-4, МОМ ОФ 3965 ПИК 3). В 1764 г. монастырь был закрыт, церковь Рождества Богородицы стала приходской. Рукописные и печатные книги монастырской библиотеки были переданы в Холмогорский Успенский собор. До сентября 1940 г. богослужения совершались в другой приходской церкви - Иоанна Пред­ течи. Какие-то рукописные и старопечатные книги, возможно, оказались Белова Л.Б., Ефимова Н.Л. Рукописные книги монастырских библиотек в составе Архан­ гельского собрания Библиотеки Российской Академии наук / / Книжные собрания Русского Севера проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Сб. статей. Вып. 5. Архангельск, 2010. С. 45,49. 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz