Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Людмила Борисовна Белова, Наталья Алексеевна Ефимова что во вкладной книге Кандалакшского монастыря не зафиксировано вкладов игумена Феодосия, хотя сам он неоднократно упоминается. Ипполиту коскошинцу принадлежала еще одна рукопись, находив шаяся ранее в Кандалакшском монастыре - Требник иноческий XVII в. (Арханг. С. 109). Владельческая запись монастыря также была стерта. Патерик скитский (РГБ. собр. Егорова № 580) в 1620/21 гг. положил в монастырь дьякон Ферапонт, будущий игумен монастыря. Рукопись для вклада он приобрел у священника Макария болдинца. Ряд книг, по сведениям вкладной книги, был в 1612 г. положен в монастырь священноиноком Ерофеем (слепым). Из этого вклада выявлена одна рукопись - Апостол XVI в. (РГБ. Тихонр. № 160). В записи на Апо столе (М. 1633 г.) из собрания старопечатных книг ГПНТБ СО АН (FK. I. 60) сказано, что книгу вложил в 1642 г. « в дом великой... Ко- куева монастыря священноинок Никита да сын его Карп Наумов сын». В это время в Кандалакшском монастыре был священноинок Никита, который упоминается как свидетель вкладов и вкладчик, но Апостол среди его вкладов не упоминается. Одна из выявленных рукописей, хранящаяся в Основном собрании Отдела рукописей БАН (21.6.11. Кормчая) была написана в 1706 г. ие ромонахом Кандалакшского монастыря Дионисием, пострижеником Ко- демской пустыни. Как сказано в записи, иеромонах Дионисий в миру служил в церкви Воскресения Христова в Чадромской волости ‘. Све дений о других монастырских писцах пока нет. Кормчая была приобре тена в Кандалакше в 1913 г. за 10 р. Кандалакшский монастырь, как и другие монастыри, иногда про давал книги, о чем сохранились сведения в документах и в записях на книгах. Так, две рукописные книги XVII в., согласно записям, были про даны из монастыря в 1644 г. в церковь Иоанна Предтечи в Кандалакше (МОМ ОФ 4425 ПИК-4, МОМ ОФ 3965 ПИК 3). В 1764 г. монастырь был закрыт, церковь Рождества Богородицы стала приходской. Рукописные и печатные книги монастырской библиотеки были переданы в Холмогорский Успенский собор. До сентября 1940 г. богослужения совершались в другой приходской церкви - Иоанна Пред течи. Какие-то рукописные и старопечатные книги, возможно, оказались Белова Л.Б., Ефимова Н.Л. Рукописные книги монастырских библиотек в составе Архан гельского собрания Библиотеки Российской Академии наук / / Книжные собрания Русского Севера проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Сб. статей. Вып. 5. Архангельск, 2010. С. 45,49. 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz