Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Рукописные книги, бытовавшие на территории Кольского полуострова (по материалам Отдела рукописей БАН) На побережье Кандалакшской губы особое место занимает Кандалак шский монастырь. Книжное собрание монастыря, по описи 1705 г., на считывало не менее 162 рукописей и печатных книг. В настоящее время выявлено 32 рукописных и 3 печатных книги, которые хранятся в собра ниях Санкт-Петербурга: БАН, РНБ; Москвы: РГБ, ГПИБ; Архангельска: НБ ГААО, АОКМ; Мурманска: Гос. Краеведческом музее Мурманской области, Новосибирска: ГПНТБ СО АН ‘. В записях на рукописях сохранились владельческие, вкладные, пис цовые и запродажные записи. На большей части рукописей есть записи XVII в. о принадлежности монастырю. На нескольких рукописях сохра нились сведения о вкладчиках. Одним из щедрых вкладчиков монастыря был протопоп московского собора Михаила и Федора Черниговских Ми хаил Стефанов Рогуев, который по данным вкладной книги вложил в мо настырь 39 рукописей и книг2. Одна из рукописей его вклада (Москва. РГБ. Собр. Никифорова № 246) была написана в Симонове монастыре дьяком Басюком в 1510 г. Перу известного писца Басюка Кылдашева при надлежит несколько рукописей, в том числе рукопись из Архангельского собрания БАН - Мазуринская Кормчая 1512 г. (Арханг. С. 5), написанная для церкви Николая Чудотворца на Лале. Печатная книга (Око церковное. М., 1641), положенная в монастырь Рогуевым, хранится в Научной библи отеке ГААО (Инв. № 76 п.). В ней есть запись о вкладе ее в монастырь Михаилом Рогуевым «при игумене Ферапонте и келаре старце Протасии и при казначеи старце Афонасии и при соборном старце Максиме». Вкладчиком был игумен монастыря Феодосий: в 1647 г. он положил в монастырь Сборник житий и сказаний (БАН. Арханг. Д. 347). За пись о вкладе была стерта и прочитана в ультрафиолетовых лучах. Затем рукопись, судя по другой записи, принадлежала иеромонаху Ан- тониево-Сийского монастыря Ипполиту коскошинцу. Нужно отметить, 1 Ефимова Н.А. Кандалакшский монастырь: история и библиотека, Петербургские иссле дования. Вып. 4. СПб., 2011. С. 2 1 1-220; Никонов С.А., Пушкина Л.В. Библиотека Кандалакшского Пречистенского монастыря по материалам переписных книг первой половины XVIII в. / / Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Вып. 6. Архангельск, 2013. С. 41-47. Прил. 3. С. 231-235; Левшина Ж .Л . Рукописи Кандалакшского мона стыря в российских древлехранилищах / / «История просвещения европейского севера»: материа лы междунар. ист.-краевед. конф. Восьмые Феодоритовские чтения. Пос. Умба — с. Варзуга Терского района Мурманской области, 2 8 -3 0 августа 2015 года. СПб., 2016. С. 38-4 5; Ефимова Н.А. Библио тека Кандалакшского монастыря / ПБШ. № 3 (63) 2018. С. 101-106. 2 Переписные книги Кандалакшского Пречистенского монастыря и церкви Иоанна Пред течи села Кандалакша XVIII века / Подгот. текстов и исслед. С.А. Никонов, Л.В. Пушкина. М., СПб., 2019. С. 216-217. 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz