Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Рукописные книги, бытовавшие на территории Кольского полуострова (по материалам Отдела рукописей БАН) На побережье Кандалакшской губы особое место занимает Кандалак­ шский монастырь. Книжное собрание монастыря, по описи 1705 г., на­ считывало не менее 162 рукописей и печатных книг. В настоящее время выявлено 32 рукописных и 3 печатных книги, которые хранятся в собра­ ниях Санкт-Петербурга: БАН, РНБ; Москвы: РГБ, ГПИБ; Архангельска: НБ ГААО, АОКМ; Мурманска: Гос. Краеведческом музее Мурманской области, Новосибирска: ГПНТБ СО АН ‘. В записях на рукописях сохранились владельческие, вкладные, пис­ цовые и запродажные записи. На большей части рукописей есть записи XVII в. о принадлежности монастырю. На нескольких рукописях сохра­ нились сведения о вкладчиках. Одним из щедрых вкладчиков монастыря был протопоп московского собора Михаила и Федора Черниговских Ми­ хаил Стефанов Рогуев, который по данным вкладной книги вложил в мо­ настырь 39 рукописей и книг2. Одна из рукописей его вклада (Москва. РГБ. Собр. Никифорова № 246) была написана в Симонове монастыре дьяком Басюком в 1510 г. Перу известного писца Басюка Кылдашева при­ надлежит несколько рукописей, в том числе рукопись из Архангельского собрания БАН - Мазуринская Кормчая 1512 г. (Арханг. С. 5), написанная для церкви Николая Чудотворца на Лале. Печатная книга (Око церковное. М., 1641), положенная в монастырь Рогуевым, хранится в Научной библи­ отеке ГААО (Инв. № 76 п.). В ней есть запись о вкладе ее в монастырь Михаилом Рогуевым «при игумене Ферапонте и келаре старце Протасии и при казначеи старце Афонасии и при соборном старце Максиме». Вкладчиком был игумен монастыря Феодосий: в 1647 г. он положил в монастырь Сборник житий и сказаний (БАН. Арханг. Д. 347). За­ пись о вкладе была стерта и прочитана в ультрафиолетовых лучах. Затем рукопись, судя по другой записи, принадлежала иеромонаху Ан- тониево-Сийского монастыря Ипполиту коскошинцу. Нужно отметить, 1 Ефимова Н.А. Кандалакшский монастырь: история и библиотека, Петербургские иссле­ дования. Вып. 4. СПб., 2011. С. 2 1 1-220; Никонов С.А., Пушкина Л.В. Библиотека Кандалакшского Пречистенского монастыря по материалам переписных книг первой половины XVIII в. / / Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности. Вып. 6. Архангельск, 2013. С. 41-47. Прил. 3. С. 231-235; Левшина Ж .Л . Рукописи Кандалакшского мона­ стыря в российских древлехранилищах / / «История просвещения европейского севера»: материа­ лы междунар. ист.-краевед. конф. Восьмые Феодоритовские чтения. Пос. Умба — с. Варзуга Терского района Мурманской области, 2 8 -3 0 августа 2015 года. СПб., 2016. С. 38-4 5; Ефимова Н.А. Библио­ тека Кандалакшского монастыря / ПБШ. № 3 (63) 2018. С. 101-106. 2 Переписные книги Кандалакшского Пречистенского монастыря и церкви Иоанна Пред­ течи села Кандалакша XVIII века / Подгот. текстов и исслед. С.А. Никонов, Л.В. Пушкина. М., СПб., 2019. С. 216-217. 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz